На сайте МВД России размещен
проект государственной программы «Обеспечение общественного порядка и
противодействие преступности». Документ во многом примечательный.
Во-первых, это первый такого рода документов,
ранее в стране подобные программы не разрабатывались и не принимались. А
во-вторых, в проекте содержится прогноз развития криминогенной обстановки в
стране на последующие 3-5 лет. И вот это-то прогноз представляет интерес.
Итак, МВД констатирует, что в этот период в
России произойдет ухудшение криминогенной обстановки в стране. «Прогнозируется,
что в ближайшие 3-5 лет неблагоприятные криминогенные факторы продолжат
проявлять себя усилением криминальной опасности для населения страны,
увеличением массива преступлений, совершаемых в общественных местах, ростом
отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности,
криминальной алкоголизацией и наркотизацией населения, разрастанием коррупции»,
- говорится в документе, пишет http://politobraz.ru
В МВД полагают, что в условиях
посткризисного восстановления экономики нестабильность социально-экономической
ситуации в России с большой вероятностью может повлечь усиление влияния
существующих и возникновение новых криминогенных факторов. К ним можно отнести
рост инфляции, высокий уровень безработицы, невыплату и задержку выплаты
заработной платы, повышение уровня бедности населения, увеличение уровня
социального неравенства, расширение маргинальных слоев, рост социальной
напряженности.
Ухудшение ситуации в стане правоохранители
связывают с падением уровня доверия населения к властям. «Рост социальной
напряженности прогнозируется и из-за снижения авторитета государственной
власти, связанного в значительной степени с высоким уровнем коррупции, а также
поверхностностью и декларативностью мер по обеспечению правового контроля
деятельности политических и экономических элит», - говорится в документе.
Прямо скажем, прогноз не радужный и оптимизма
не прибавляет. Хотя другого трудно было бы ожидать. Реформа милиции/полиции
пробуксовывает, носит скорее декоративный характер, не соответствует остроте
ситуации, сложившейся в самих органах МВД (высокий рост коррумпированности и
криминализации его сотрудников, их низкий профессиональный и моральный
уровень). Это не реформа, а полу- или даже четверть реформы. От переименования
(по общему мнению крайне неудачного) результаты оперативно-служебной
деятельности сами собой не появятся.
Многие профессионально грамотные и честные
сотрудники под предлогом реорганизации вынуждены были уволиться и искать себе
работу. Оставшиеся, прошедшие переаттестацию, сотрудники по-прежнему совершают
преступления, крышуют подпольные казино, участвуют в рейдерских захватах и
переделах собственности. Не проходит и дня, чтобы в сводках криминальных
новостей не фигурировали полицейские в качестве лиц, совершивших или
подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Поэтому неслучайно, что по
опросу Левада-Центра, проведённого осенью прошлого года, 75% россиян убеждены,
что качество работы сотрудников полиции за последнее время не изменилось ни в
лучшую, ни в худшую сторону. А если это так, то стоило ли огород городить с
реформой МВД, истратить фактически впустую миллиарды бюджетных денег?
А как увязать результаты реформы со снижением
раскрываемости преступлений. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году в
Центральном федеральном округе остались нераскрытыми свыше половины тяжких и
особо тяжких криминальных посягательств, наиболее сложная ситуация с
раскрываемостью таких преступлений сложилась в Москве и Подмосковье.
В подготовленном «Ассоциацией адвокатов России
за права человека» докладе под названием «Полиция в "законе": оценка
эффективности реформы МВД» также констатируется, что «граждане не верят в
перспективность обжалования действий коррумпированных представителей органов
внутренних дел. Люди боятся быть подвергнутыми карательным мерам. Граждане
имеют реальные основания опасаться, так как попытки противостояния
коррупционной машине часто заканчиваются местью со стороны «оборотней в
погонах»….граждане жалуются на тесную связь органов внутренних дел с
криминальными структурами,… нередки случаи, когда на руководящие должности в
полиции назначают людей по протекции криминальных авторитетов... Криминальные
структуры самостоятельно финансируют отдельных сотрудников полиции. В
результате правоохранительные органы фактически бездействуют: покрывают
преступления, заводят заказные дела».
По мнению компетентных экспертов, столь
неутешительный прогноз развития криминогенной обстановки на ближайшие годы в
стране , который представлен руководством МВД, возможно связан именно с
неэффективностью деятельности самих правоохранителей. Всегда можно будет
парировать критику оппонентов МВД тем, что ведь мы же предупреждали об
осложнении ситуации, о росте коррупции и т.д. Тем самым, руководство МВД
стремится сместить акценты с деятельности самого министерства на общество: мол,
это не мы плохо работаем, это общество у нас такое плохое.
Немає коментарів:
Дописати коментар