Коммунальные битвы.


 17 января в половине девятого утра на одной из тихих московских улиц был обстрелян автомобиль Константина Воеводкина – жителя подмосковного поселка Дубровка. Стреляли в упор, на поражение. Жизнь Воеводкину спасли тонированные стекла: он вовремя увидел нападавших и увернулся от выстрела, его задело только осколками.
Жена Константина, получившая ранения, была госпитализирована. По словам Воеводкина, его пытались убить, а нападение связано с его деятельностью во главе инициативной группы жильцов, которая пытается противостоять компании, которая управляет их многоквартирным домом.
История типична. Застройщик навязал покупателям квартир управляющую компанию. Когда УК стала резко поднимать плату за свои услуги, жильцы решили объединиться в ТСЖ и отказаться от услуг этой управляющей компании. К тому же обнаружилось, что вся инфраструктура жилого комплекса уже приватизирована УК, которая никак не хотела отказываться от жирного куска. На активистов начали давить: отключали воду, электричество, угрожали. Но они не сдавались, обращаясь в различные инстанции.
24 декабря, как говорит Воеводкин, за ним было даже установлено «наружное наблюдение», и он был вынужден обратиться в милицию с заявлением. И вот теперь – покушение.  Воеводкину чудом удалось спастись. Пока. А вот другим активистам борьбы с беспределом коммунальщиков в Москве повезло меньше.
5 апреля 2010 года был убит председатель ТСЖ «Наш дом на Черского» Александр Венецианов. 15 апреля погиб Валентин Кришень, председатель товарищества дома на улице Авиаконструктора Микояна, который боролся за возврат жильцам нежилых помещений жилого комплекса. 28 мая зарезали Константина Савоськина, возглавившего борьбу против «липового» ТСЖ в своем доме. Позже был жестоко избит руководитель товарищества на Нахимовском проспекте Леонид Кушнир, также воевавший за нежилые помещения в доме. Всего в прошлом году в Москве было убито 6 руководителей ТСЖ и инициативных групп. На некоторых были совершены покушения.
По сути дела, в столице (да и не только в Москве) идет неравная борьба. С одной стороны – чиновники, разного рода дельцы, пытающиеся поставить под контроль платежи за ЖКХ и объекты недвижимости, с другой – жители, добивающиеся разумных расценок за обслуживание их дома и повышения качества услуг.
На стороне воротил рынка ЖКХ мощный арсенал средств и помощников, начиная от «липовых» ТСЖ и заканчивая коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов. По официальной информации, в половине из 1942 товариществ, созданных в 2009 году, обнаружены нарушения. А ведь председатель товарищества может заключать договоры с управляющими компаниями и обслуживающими организациями, подписывать платежные документы, составлять план ремонтных работ, снять деньги с лицевого счета ТСЖ, взять кредит в банке под залог средств...
Если для новых домов характерна борьба жильцов с диктатом управляющих компаний, навязанных застройщиками и обкладывающих владельцев квартир данью (обслуживание нового дома дешевле и менее хлопотно), то в старом жилом фонде жителям навязываются подконтрольные ДЭЗам и чиновникам ТСЖ, которые уводят большую часть платежей за ЖКХ и даже госсубсидии налево.
Существуют и другие способы объегоривания граждан: фальшивые управляющие компании, искусственное банкротство ДЭЗов. Активно на рынке ЖКХ работают рейдеры, которые, как и везде, опираются на коррумпированных чиновников и правоохранителей. Еще один способ обмана – подключение к инженерным сетям жилого дома магазинов, предприятий. А платят за все жильцы. По словам члена Общественной палаты РФ Александра Брода, ОП получает множество свидетельств подобных ситуаций.
«Мы помним, как шла приватизация, – говорит Брод, – заводы, фабрики и ресурсы отошли к тем, кто оказался в нужное время в нужном месте. Теперь мы видим, как чиновники добираются до частной собственности. В стране декларируется реформа ЖКХ, нас убеждают создавать ТСЖ, а под этими лозунгами отнимаются помещения, бессовестно повышаются тарифы, создаются фальшивые товарищества, чтобы управлять их собственностью и подавлять инициативу граждан по защите своих прав и интересов».
По словам депутата Госдумы Галины Хованской, если инициатива по созданию ТСЖ идет от жильцов, то она гасится всеми способами. Московский омбудсмен Александр Музыкантский считает, что сложившаяся ситуация с ТСЖ возникла из-за того, что в городе шло активное сопротивление тем товариществам, которые создавались жителями самостоятельно и которые сегодня «работают под страшным прессингом, тратя 80% времени на противодействие чиновникам».
Характерна история, которую рассказала корреспонденту «Трибуны» жительница дома № 13 по Первому Смоленскому переулку. Там издревле существовало ТСЖ. Раньше это называлось «кооперативом», ЖСК под названием «Лира» артистов Большого театра. Дом был построен на деньги жильцов в 1966 году и десятилетиями успешно управлялся правлением кооператива, состоявшим из квартирантов. Оно вело всю бухгалтерию, заключало договора на обслуживание.
В наше рыночное время, когда тарифы кругом росли, плата для жильцов этого дома была минимальна. Потому что кооператив сдавал подсобные помещения в аренду, а выручку использовал на обслуживание. Не беря плату с членов, ЖСК ремонтировал подъезды, лифты, стеклил балконы в квартирах. Но однажды в дом нагрянули дяди, предъявив права на подвальное помещение, которым изначально владел ЖСК. Абсурд, скажете вы.
То же самое сказал и суд первой инстанции. Ведь дом был построен на средства жильцов несколько десятилетий тому назад, жильцы подвал никому не продавали, не может же кто-то посторонний им владеть. Но не все так просто. Апелляционная инстанция встала уже на сторону пришельцев. Не помогли обращения в мэрию и к президенту России. И вот суды длятся уже несколько лет, а дяди с липовыми документами все это время «качают» деньги из недешевого подвала в центре столицы, обворовывая бывших народных артистов и их потомков.
По словам руководителя ТСЖ на Рождественском бульваре столицы Михаила Шульмана, такие истории нередко имеют продолжение в виде получения контроля над ТСЖ и вынуждения жильцов платить за услуги ЖКХ в 5 раз выше расценок, утвержденных правительством Москвы. Бывали даже случаи объявления такого дома аварийным и выселения граждан за кольцевую дорогу.
Кстати, большинство муниципальных подвалов, чердаков и других подсобных помещений многоквартирных домов вообще никогда не принадлежало жильцам, а давным-давно приватизировано муниципальными чиновниками или ДЭЗами, которые уводят налево арендную плату. Абсурд. В стране создаются фонды содействия ЖКХ, немалые средства бюджет выделяет на ремонт обветшалого жилого фонда, а источник, который мог бы рыночным путем способствовать обновлению жилья, питает совсем другие реки.
Но это, так сказать, мелочи по сравнению с коммунальными платежами, государственными субсидиями и бюджетным финансированием капремонта, за которые идет борьба. Не так давно Генпрокуратура провела проверку и установила, что беззаконие творится не только на стадии установления тарифов, но и в ходе их применения. По фактам завышения тарифов и нецелевого использования средств по стране было возбуждено 140 уголовных дел, к административной ответственности привлечены свыше 5 тысяч человек. Но что это для гигантского многомиллиардного рынка ЖКХ? Капля в море.
Вырисовывается нерадостная картина: помимо неуклонного и часто неоправданного роста тарифов на воду, электричество, отопление, вывоз мусора и прочее, граждане вынуждены все больше отдавать воротилам рынка ЖКХ, которые просто обманывают жителей. В той же Дубровке за трехкомнатную квартиру плата доходила до 20 тысяч в месяц. При этом все попытки высшей власти обновить жилой фонд и наладить качественное обслуживание блокируются на местах и застревают в мафиозных коммунальных сетях. Создание конкурентной среды в таких условиях вряд ли возможно. В черную дыру ЖКХ уходят немалые государственные средства. А ситуация не меняется к лучшему.
Массовые убийства и покушения на активистов коммунального фронта заставили прежние московские власти увидеть проблему. Но этот взгляд был однобоким. Глава департамента жилищно-коммунального хозяйства Андрей Цыбин в прошлом году признал, что проблема липовых товариществ собственников жилья в Москве существует, что в городских судах лежит около 50 исков о признании созданных помимо воли жителей ТСЖ незаконными. Чиновник подтвердил готовность департамента «помогать методически» тем, кто хочет ликвидировать товарищества.
Сейчас за дело взялся Сергей Собянин. Еще до утверждения на пост мэра он заявил о необходимости взять под особый контроль деятельность товариществ. На первом же совещании в правительстве потребовал через два дня «выдать план конкретных мероприятий», а к середине декабря 2010 года решить главные проблемы в этой сфере. По мнению градоначальника, власти должны контролировать и отношения ТСЖ с жильцами, и тарифную политику, и качество предоставляемых услуг.
Но не все зависит от московских чиновников. В какой-то мере это связано с пробелами в федеральном законодательстве. Как говорит Галина Хованская, жизненно необходимые поправки в Жилищный кодекс не принимаются из-за позиции большинства. Подождем и посмотрим, удастся ли властям изменить ситуацию. Или таким, как Воеводкин, по-прежнему придется рисковать жизнью в битве за свои элементарные жилищно-коммунальные права.
Источник: Трибуна

Комментарии