Прокурор Запорожской области Вячеслав Павлов: Ну и что, что я донецкий? Я что здесь, на балалайке играю?

Его называют «донецким варягом» и ждут от него непопулярных решений. Он сам заявляет, что не собирается менять свидетельство о рождении или прыгать с моста Преображенского. Он ценит преданность и настоящую дружбу, читает Акунина и болеет за «Шахтер». Каждое утро в 8-00 он приезжает в свой кабинет, закуривает сигарету и бегло читает «Молитву оптинских старцев». Он считает себя продвинутым и читает даже комментарии к статьям в Интернете.
Эксклюзивное интервью «РепортерUA» с прокурором Запорожской области Вячеславом Павловым.


Была у меня большая мечта: уехать в Якутию - летать на вертолете, смотреть на Север...

Профессия прокурора для Вячеслава Павлова не была ни детской мечтой, ни красивым продолжением дела отца.

-Это и случай, и судьба. Я до семи лет рос без отца. Потом у меня появился отчим, к сожалению, он умер три года назад от болезни, связанной с сахарным диабетом. Он воспитал меня и двух младших братьев. Отец 33 года проработал старшим участковым инспектором милиции. Сейчас я, наверное, должен был сказать красивую фразу, что это династия... Нет. У меня была мечта стать военным, - говорит Вячеслав Владимирович.

Оказывается, после десятого класса (1988 год, еще был Советский Союз) Вячеслав решил поступать в Минское общевойсковое военно-политическое училище. Подал документы, но конкурс был большой, и по какой-то причине он не прошел конкурс и так и не стал абитуриентом этого вуза.

-Поскольку мне стыдно было перед одноклассниками и одноклассницами — ведь все знали куда я подал документы -, то я тут же отдал документы в авиационно-техническое училище в городе Славянске Донецкой области. Я поступал туда по одной простой причине — потому что там была форма красивая, как у летчиков гражданской авиации. Поступил и благополучно в 1991 году закончил это училище по специальности борттехник по пилотажно-навигационному и электрооборудованию летательных аппаратов. Дальше в судьбу вмешивается полностью случай, - говорит прокурор.

За время учебы в училище у Вячеслава появилась большая мечта - после окончания уехать в Якутию - летать на вертолете, смотреть на Север. Но после распада Советского Союза туда не захотели брать специалистов из Украины. И тут-то появился человек, который сыграл решающую роль.

- В это время мой одноклассник, отслужив в погранвойсках, пока я учился в училище, сказал, что ему погранотряд дал направление в Харьковский юридический институт — он хочет быть юристом. Пригласил меня поехать с ним за компанию, сдать документы и поступить вместе. Поехали... Кстати, школу я закончил с двумя четверками, но медаль мне не дали - у меня поведение было ненадлежащее. В десятом классе попасть в автокатастрофу ( за рулем я не был, все выжили, слава Богу) для советских времен было большим ЧП. Итак, медали у меня не было, поэтому я думал, что в Харькове проживу три дня — хотелось посмотреть город. Тем более, что в 1991 году в этот институт на мой факультет поступало 150 медалистов. Но так получилось, что сочинение я написал, а друг нет и уехал домой. Я достал у студентов - ветеранов конспект по теории государства и права и получил за экзамен по этому предмету четверку. За три дня я выучил учебник Истории СССР - «от корки до корки» - и сдал последний экзамен на пять. Так я и поступил. Через пять лет благополучно с отличием закончил эту академию. Пошел работать старшим следователем прокуратуры города Енакиево, - вспоминает Вячеслав Павлов.

Потом победил «майдан».., бо «ми ж були донецькі»

Путь прокурора был отмечен и взлетами, и падениями. Вот только так называемые падения были вовсе не из-за непрофессионализма или, не дай Бог, должностных неурядиц... Просто менялись главы государства, менялись принципы, согласно которым прокурор был «хорошим или плохим»...

Начался служебный путь Вячеслава Павлова с родного города Енакиево. Два года он проработал старшим следователем в прокуратуре города. Тогда прокурорские работники в основном расследовали преступления против личности — убийства, изнасилования...

- Чтоб понять немного о криминогенной обстановке в Енакиево — 30-35 убийств каждый год там были обычным делом. Работать было над чем и было очень интересно. С 1997 года меня пригласили работать в отдел общего надзора прокуратуры Донецкой области, там проработал три года. Доработался до заместителя начальника этого отдела и в 29 лет был назначен прокурором Ворошиловского района Донецка.

В декабре 2003 года назначен начальником управления надзора за соблюдением законов органами Внутренних дел при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия Генеральной прокуратуры Украины. Работал я там до 7 декабря 2004 года, потом победил майдан, и поскольку (происхождение я никогда не скрывал и не собираюсь) «ми були донецькі», из Генеральной прокуратуры я вернулся в Донецк в качестве зампрокурора Донецкой области.

8 февраля 2005 приехала команда новых «керівників» - наводить порядки», как тогда модно было - «избавляться». Сократили тогда должности зампрокурора — чтобы одним махом и всех сразу.. Мне предложили тогда четыре должности на выбор - вплоть до старшего преподавателя академии Генпрокуратуры. Я попросил: верните меня работать туда, откуда я приходил - в прокуратуру Ворошиловского района. Месяц я был за штатом. Потом в марте 2005 опять начал тихо и ровно работать прокурором Ворошиловского района. После этого меня назначили прокурором города Макеевки, через год — второй раз был назначен руководством заместителем прокурора Донецкой области. Уже оттуда я пришел работать прокурором Макеевки. И вот первый раз я прокурор Запорожской области, - рассказал Вячеслав Павлов.

Кстати, работать прокурором не в своем регионе намного легче, считает Вячеслав Владимирович: «У меня здесь нет никаких моральных обязательств перед друзьями детства или одноклассниками, которым я не смог бы отказать».

Я очень продвинутый прокурор

О себе Вячеслав Павлов говорит так: «Я очень продвинутый прокурор. Я отлично «общаюсь» с интернетом — он всегда у меня под рукой. Причем я читаю не только статьи, но и комментарии к ним. Это очень помогает в работе и в ее оценке. Благодаря комментариям я могу судить, как люди оценивают мою работу и работу моего коллектива, видеть промахи и успехи. А еще очень часто в интернете, комментируя новости, люди говорят то, что боятся сказать у меня на приеме».

Есть у нового запорожского прокурора и свои жизненные принципы: уважать свое ведомство, знать себе цену (в хорошем понимании этого слова), помнить учителей и не предавать друзей в угоду корысти и сиюминутным интересам.

- Я и всему своему коллективу сказал: «Я, к сожалению или к счастью, ничего не знаю о вас. Работайте, повышайте имидж прокуратуры, делайте так, чтоб вашим подчиненным было комфортно работать. Работайте честно, спокойно и взвешенно. Конечно, есть уже сейчас претензии к некоторым прокурорам. Бывает, что прокурор сидит в кабинете и «мух ловит», а его подчиненные работают. Есть и такие, которые как царьки сидят в своих кабинетах - с кондиционерами и всем прочим , а их подчиненные по три человека в одном кабинете парятся. Я всем прокурорам сказал, что у них есть срок до 25 июля показать, как они работают», - говорит Вячеслав Павлов.

Замену поищем из наших, запорожских

На сегодняшний день у Вячеслава Павлова уже есть несколько кандидатур, которые требуют замены. Так, по мнению прокурора, на сегодняшний день не справляются со своей работой прокуроры Приморского и Приазовского районов.

-Есть претензии и по захвату земли, и по мусору, и по незаконно работающим частным гостиницам, и по торговле поддельным вином. Почему до сих пор это процветает в районах — непонятно, - говорит Вячеслав Павлов.

Претензии у прокурора области есть и к запорожскому природоохранному прокурору.

-Облака дыма, которые загрязняют город. Если у него не получается, хотя он опытный прокурор, будем искать замену. Причем поищем из наших, запорожских, - отметил прокурор.

В семье я главный, я же лев по гороскопу

В своей семье Вячеслав Павлов, конечно же, главный. Он уверен в этом, хотя точно знает, что это получается во многом благодаря женской мудрости любимой жены Светланы.

-В семье, конечно, я главный. А как по-другому? Во-первых, я лев по гороскопу. Во-вторых, много лет ношу погоны, которые просто обязывают быть главным и принимать решения. Но это не значит, что я тиран и все глобальные решения принимаю сам. Просто Светлана мудрая и умеет сделать так, что будет принято решение, которые устраивает и ее, но преподнесет это так, как будто принял его я, - улыбается прокурор.

Кстати, по словам Вячеслава Владимировича, у него уникальная жена. Да и история их любви тоже неординарная.

-Я сам 1971 года рождения и Светлана тоже. А знаю я ее с 1978 года — мы с ней 10 лет проучились в одном классе. В школе она у меня не вызывала особых эмоций. Она еще была секретарем комсомольской организации и собрала взносы по 2 копейки, кажется... В 1991 году, спустя годы после окончания школы, мы с ней встретились и полюбили...В 1993 году расписались, а в 1996 родилась наша дочь Юля, сейчас ей 14 лет. Мы со Светланой вместе уже 17 лет. Я ее люблю и ценю. Очень ценю в ней то, что она смогла все пережить и не уйти.. Эта женщина умудрялась в трудные времена из одного окорочка приготовить три разных блюда, да еще и растянуть их на неделю. В ней нет звездности, - с заметной нежностью и гордостью в глазах говорит прокурор области.

Вячеслав Павлов не может назвать себя строгим отцом. Говорит, что для этого слишком мало видит дочь, а она, в свою очередь, очень умело пользуется чисто женскими приемчиками.

-Я ее вижу очень редко, а она умеет чисто по-женски построить глазки и сказать: «Папуля, я так по тебе соскучилась...»,- улыбается Вячеслав Владимирович.

О любви, друзьях и минутах отдыха...

На вопрос о том, что для него значит слово «любовь», прокурор ответил не сразу. Уж слишком ценное и сокровенное для него это чувство. Но все же он попытался сформулировать...

-Любовь — это уважение и уверенность. Желание быть рядом всегда и жить с этим человеком счастливо и долго-долго.., - задумчиво, но уверенно говорит Вячеслав Павлов.

С такой же уверенностью он ответил и на вопрос о друзьях. Ведь должность прокурора — это своеобразная проверка «на вшивость» тех, кто тебя окружает.

-За годы моей работы отсеялись те, кому нужен был не я, а мое кресло. И таких очень много. Бывало, батарея мобильного телефона и дня не выдерживала — столько было звонков от «друзей», которым я был «нужен». А когда наступали трудные времена — телефон практически молчал. У меня есть всего 5-6 настоящих друзей (а их больше и не бывает), которым все равно, где я работаю, кем работаю и работаю ли я вообще. Это те люди, которых я пускаю в любой уголок своей души. С ними я могу посидеть на даче, попариться в своей бане, выпить рюмку водки и поговорить по-мужски, - говорит Вячеслав Павлов.

Кстати, когда у прокурора все же появляется свободное время, он ...читает: Акунина, Корецкого, Аксенова...

- Я очень люблю читать. В большинстве своем это удается сделать перед сном. Читаю Акунина, Корецкого, Аксенова... Люблю футбол. С 1998 года ходил на футбол на все стадионы Донецка. Второй год подряд хожу на «Донбасс-Арену»- купил абонемент. И...большое спасибо жеребьевщикам, что «Шахтер» играл с «Металлургом» в Запорожье. Я, конечно, болел за «Шахтер» (Вячеслав Павлов - большой поклонник команды и у него есть все ее атрибуты), но очень рад, что «Металлург» сыграл достойно. И очень хочу, чтоб они отобрали очки у «Динамо» (Киев), - говорит Вячеслав Владимирович.

А еще запорожский прокурор любит охоту. Но только на зайца, да чтоб 10-15 км по пахоте... А потом рюмка водки, сальцо и долгие охотничьи рассказики...

Елена Киреева, "РепортерUA",

Комментарии