Швейцария выдала США деньги кибермошенников из Казахстана и РФ


Федеральная прокуратура Восточного округа штата Нью-Йорк в Бруклине сообщила, что власти Швейцарии передали Соединенным Штатам 15,111,453 доллара и 84 цента конфискованных с банковских счетов этой страны у двух казахстанцев и одного россиянина, признанных виновными в кибермошенничестве.

Гражданина Казахстана 33-летнего Евгения Тимченко арестовали в ноябре 2018 года в Эстонии и привезли в США в феврале 2019 года. Его земляка и сверстника Сергея Овсянникова арестовали в октябре 2018 года в Малайзии и в марте 2019 экстрадирован в США. Судя по именам и фамилиям, Сергей Овсянников и Евгений Тимченко были казахстанцами только по паспортам. В освобождении под залог им было отказано, и оба содержались в бруклинской федеральной тюрьме MDC.

В конце сентября 2019 Тимченко и Овсянников признали себя виновными, и по условиям признания первому грозило до 40, а второму до 42 лет лишения свободы, но по данным федерального бюро тюрем Евгений Тимченко вышел на свободу 3 февраля, а Сергей Овсянников 17 декабря 2021 года.

Чем конкретно объяснить такую гуманность судьи, который выносил приговоры, я не нашел, а конфисковать их деньги в Швейцарии постановил бруклинский федеральный судья Эрик Комити, который также конфисковал деньги 33-летнего россиянина Александра Исаева, которого судили заочно. 

Бруклинский федеральный прокурор Брион Пис в пресс-релизе 18 мая назвал эту конфискацию за рубежом самой большой в истории прокуратуры Восточного округа штата Нью-Йорк, которая этим «мощно заявила всем занимающимся кибермошенничеством, что у преследования таких лиц и розыска их преступной наживы по всему миру нет границ. Пис поблагодари нью-йоркское отделение ФБР и управление полиции за содействие в расследовании, а Федеральное управление юстиции Швейцарии и отдел юстиции нашего Госдепартамента за правовую поддержку.

Пресс-релиз в очередной раз, как выразился в одной из своих песен Владимир Высоцкий, «популярно объясняет для невежд», что интернет доступен пользователям по всему миру благодаря цифровой рекламе, которая рассчитана на приток покупателей товаров или услуг. В данном случае, поясняет пресс-релиз бруклинской прокуратуры, «подсудимые сообщали, что руководят легальными компаниями, которые распространяют рекламу реальным пользователям сайтов Интернета, посещающим реальные сайты».

На самом же деле подсудимые дважды лгали, через автоматическую программу вводя в компьютеры рекламу, которой не существует, но которая якобы пользуется широким спросом и, соответственно, приносит большую прибыль. Признав свою вину осенью 2019 года, Сергей Овсянников и Евгений Тимченко с разницей в день подтвердили это судье-магистрату Стивену Голду.

По этому же делу обвинение предъявили четырем россиянам – ныне 42-летнему Александру Жукову, 42-летнему Денису Авдееву, 33-летнему Александру Исаеву и Дмитрию Новикову, возраст которого не указан. Жукова в ноябре 2018 году арестовали в Болгарии, в январе 2019 экстрадировали в США.

Он не признал себя виновным и в ноябре был приговорён к 10 годам лишения свободы, которые сейчас отбывает в комфортабельной федеральной тюрьме Алленвуд в Пенсильвании с правом освобождения 14 мая 2027 года. Исаев, Авдеев и Новиков находятся у себя на родине, которая своих граждан для суда за границей не выдает, да ей сейчас и не до этого. 

Как утверждала прокуратура и подтвердили подсудимые Овсянников и Тимченко, с декабря 2015 по октябрь 2018 года они с Исаевым создали и запустили два “ботнета” (botnet – от слов robot и network) - «Methbot» и «3ve2 TemplateA.», которые специализировались на рекламе, давая мошенникам возможность зарабатывать, когда зараженные их программой компьютеры сообщали количество “кликов” и просмотров, чем, собственно, и определяют успешность платной рекламы в Интернете.

Именно по такой программе работал бот «3ve2», созданный казахстанцем Тимченко и россиянином Исаевым, которые получили доступ к более чем 1,7 млн ПК (персональных компьютеров) в США и других странах, а владельцы этих компьютеров, в свою очередь, получили данные миллиардов “кликов”, то есть сигналов посещений сайтов рекламы. На этом кибермошенники заработали больше 29 млн долларов.

Менеджеры Methbot выдавали себя за компании по обслуживанию рекламы в Интернете и, как сообщило Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), «после того как были заключены контракты с рекламодателями и получены деньги за размещение рекламы, фигуранты дела якобы закупили более 1900 серверов в коммерческих датацентрах и использовали эти серверы для загрузки рекламы на поддельные сайты, где с применением 650 тысяч закупленных IP-адресов имитировались действия реальных людей. Таким образом, были подделаны миллиарды просмотров, в результате чего был получен незаконный доход в 7 миллионов долларов».

По данным расследования, часть серверов находилась в Далласе.
Овсянникова защищал 49-летний бруклинский русскоязычный адвокат Аркадий Бух, которого считают лучшим адвокатом доставленных в США хакеров постсоветского пространства, которых он не выводит на жестокий суд присяжных, а приводит к гуманному компромиссу с обвинением. Тимченко защищал тоже бруклинский, но англоязычный адвокат Сэмюел Джейкобсон, и, судя по тому, что оба подсудимых провели под стражей в США меньше двух лет, адвокаты постарались на славу.

Возможно, этому помогли их подзащитные: арестованного в Малайзии Сергея Овсянникова ознакомили с американскими правилом Миранды и Пятой поправкой к Конституции, дающими ему право молчать и иметь адвоката, но он этим не воспользовался, и сразу начал признаваться. По словам репортеров сетевого издания Buzz Feed News Крейга Силвермана и Джейн Литвиненко, эти признания «содержатся в хранилище засекреченных документов суда, которые дают новый взгляд на крупнейшее расследование ФБР аферы в области рекламы». 

Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) сообщило, что «после задержания Овсянникова ФБР остановило работу ряда серверов, связанных с ботнетом, провело обыски в датацентрах и заморозило счета в швейцарских банках.

 В расследовании дела приняли участие правоохранители США, Малайзии, Болгарии, Эстонии, Германии, Нидерландов, Великобритании, Франции и Швейцарии, а также наши корпорации Microsoft, Symantec, Google и другие компании». В пресс-релизе бруклинской федеральной прокуратуры в конце сентября 2019 года было отмечено, что, «связываясь с сообщниками, Овсянников объяснял, как работают в этой афере различные фрагменты инфраструктуры,.. а незаконно полученную прибыль направлял, среди прочего, на банковские счета в Швейцарии».

В пресс-релизе той же прокуратуры 8 мая 2022 года сказано, что после ареста Сергея Овсянникова в октябре 2018 года в Малайзии «правоохранительные органы США в партнёрстве с несколькими компаниями частного сектора начали процесс ликвидации применяемой в ботнетах криминальной киберинфраструктуры», куда входит сеть компьютеров, зараженных вирусом, который айтишники называют Kovter.

По ходу ликвидации «Ковтера» ФБР провело «23 изъятия сетевых доменов (то есть полных названий – А.Г.), которыми так или иначе пользуются в ботнете Kovter, и провело 11 обысков провайдеров, которые снабжали 89 серверов, связанных с кибермошенниками или сетью Kovter». Что и говорить, велик и могуч язык айтишников, не чета простому русскому. Судебными переводчиками в деле были Нелли Алишаева и Яна Агуреева. 

https://rusrek.com/

Комментарии