«Константа» vs вкладчики: кто виноват и что делать?


Отголоски нашумевшей финансовой пирамиды «МММ» еще из советских времен, похоже, до сих пор не дают спокойно спать нашим людям. А после дела «Элитацентра», в котором пострадали полторы тысячи человек, люди стали еще более пугливыми и осторожными. Теперь любой намек на денежностроительный «развод» может стать поводом для паники. Именно так и вышло в случае с известной запорожской строительной фирмой «Константа». Только на этот раз, похоже, всех «развело» само правительство. А под шумок, видимо, решили заработать и отдельные вкладчики. 

Угробить строительство помогли кризис и правительство
2007 год. Еще тогда, до начала кризиса, люди могли себе позволить в течение 2,5 лет, пока идет строительство, выплачивать по 4 тыс. долларов каждый месяц за будущую квартиру. И таких горожан, готовых купить жилье почти за 100 тыс. долларов, было достаточно много.
– Я удивлялся: к нам приходили и фермеры с какой-то тысячей гектаров земли, и заводчане, открывшие свое маленькое ЧП. До кризиса они зарабатывали по несколько тысяч долларов в месяц и могли себе позволить квартиру, – делится с «РепортерUA» Владимир Альшан, гендиректор компании «Константа».
О том, что произошло после кризиса, и говорить не надо. Люди потеряли доход буквально во всех сферах деятельности и попросту перестали платить за строящуюся квартиру. «Константа» продолжала строить, пока была финансовая возможность. Но потом свою руку приложило и правительство.
– В апреле 2008 года государство по непонятным причинам начало полностью убивать строительную отрасль. Начали говорить, что там все очень плохо, не вкладывайте туда деньги, это все спекулятивные схемы, – поясняет Владимир Абрамович. – А инфляционные процессы были уже с 20042005 годов, а уже к весне 2008 года цена на металл возросла со 150 долларов до 1,5 тысячи долларов, на цемент – со 150 до 850900 гривен. Материалы дорожали, комплектующие дорожали, средняя зарплата росла.
Потом на определенном промежутке времени землю перестали давать бесплатно – ее надо было покупать либо на конкурсе, либо на аукционе. Кроме того, чем больше мы застраивались, тем меньше было возможностей подключиться к коммунальным сетям. Так, чтобы подключить электроэнергию к объекту на Бородинской, нам пришлось протянуть несколько ниток кабельных трасс, реконструировать около 6 трансформаторных подстанций и построить свою. И это только чтобы подключить электроэнергию – это миллионы долларов.
Так, если в апреле 2008 г. «Константа» вела строительство на 20 млн грн в месяц, в июне уже на14 млн грн, в июле – на 7, в августе – на 5, а в сентябре – только на 1 млн. За 4 месяца произошло падение финансовых платежей вкладчиков в 20 раз. Из 1,5 тысячи работников «Константы» осталось 70, при этом 40 из них – это охрана объектов, чтобы их не разворовали. И такой сценарий характерен для строительных компаний всей Украины – на сегодняшний день около 85% строек по всей стране заморожены.
– По заключенным договорам физлица нам должны еще 50 млн грн. В сентябре 2008го, когда прогремел кризис, они просто бросили платить, – рассказывает гендиректор «Константы». – Потом мы решили строить на столько, на сколько хватит денег. И чем меньше мы начали строить, тем меньше нам стали платить. В октябре 2008го рухнули банки, перестали выплачивать депозиты, проценты. Еще больше все обрушилось. Я держался и строил, плохо или хорошо, до ноября 2009го.
До этого мы встречались с вкладчиками и показали, что все строится по мере поступления их денег. Но когда в декабре 2009го нам поступило лишь 50 тыс. грн, на которые я уже ничего не мог построить, я остановил строительство.
Толпа – ничто. Свои деньги ближе к телу?
Перепуганные люди начали поднимать шумиху и выходить на пикеты к Запорожскому горсовету. Возглавивший тогда акцию протеста Николай Малеванный сегодня уже является соучредителем организации под названием «Вкладчики «Константы». После нескольких пикетов руководство компании собрало вкладчиков и разъяснило ситуацию. Более того, в сентябре 2010 года «Укрсоцбанк», можно сказать, взял на поруки «Константу», тем самым дав людям больше гарантий. Но отдельные предприимчивые вкладчики решили под общий «шумок» подзаработать.
– Николай Малеванный лично и его сын вели со мной переговоры и говорили, что, мол, мы готовы вести всех людей, толпу в нужном направлении, мы все сделаем, отдайте нам только деньги за нашу квартиру, – рассказывает Владимир Альшан. – Но если я отдам вам деньги за квартиру, которых сейчас, к сожалению, нет, то мне надо будет отдавать и всем остальным. А чем вы отличаетесь от остальных? Тем, что вы хороводите людей, собираете с них деньги и морочите им голову?
– Мне были звонки от инициативной группы вкладчиков, но после первого собрания я перестал на них как-то реагировать, – рассказывает вкладчик Алексей. – Потому что там в основном идет сбор денег — для подготовки каких-то акций, документов. Но все это мышиная возня. Я считаю, что нужно урегулировать то, что уже есть, с руководством самой компании.
Еще в сентябре 2010 года, когда было возбуждено дело по данной ситуации с «Константой», «Укрсоцбанк» нас заверил, что готов помочь фирме финансами, чтобы закончить строительство. До того я оплатил 90% стоимости моей квартиры, а после обещания «Укрсоцбанка» я готов был заплатить все 100%. Ситуация для меня как для вкладчика, конечно, не очень приятная. Но тем не менее мы понимаем, что это не вина «Константы», – об этом говорят судебные документы. Кризис по всем ударил сильно.
За каждым зафиксируем квартиру
Так и есть, «Константа» уже договорилась с «Укрсоцбанком» о том, что первый объект, который он будет финансировать, – комплекс на ул. Бородинской. Создан комитет банковкредиторов, которые и дальше будут финансировать объекты. На ближайшем суде этот комитет должен быть утвержден, и тут же будет объявлено о санации платежеспособности «Константы». Тогда компания планирует уже в этом году приступить к продолжению строительства как минимум объекта на Бородинской. Кроме того, правительство подписывает ряд новых документов, подключилась государственная ипотечная организация, которая готова погасить 30% стоимости квартир за свой счет – то есть вкладчики будут платить не 875, а 612 долларов за квадратный метр. Организация также готова выдавать кредит не под 20% годовых, а не больше чем под 14%, да еще и в гривнах.
– Факт того, что меня просил товарищ Малеванный вернуть ему деньги, есть, и это не выдумки. И я говорю это не потому, что будто бы хочу его подставить, – объясняет Владимир Альшан. – Он собирал деньги и призывал людей вкладывать деньги, говоря, что они привлекли суперюристов, которые написали очень умное заявление, надо только сложиться по 1800 гривен – и суд выигран. Я не знаю, сколько человек ему поверило. Я для всех открыт и с себя ответственности не снимаю.
Никуда не деваюсь, истерики по поводу того, что я в Израиле или в Канаде, не должно быть. Я каждый день хожу на работу, я отдал 20 лет «Константе». И кроме моих личных амбиций мне важны и люди. Сейчас вкладчики оформлены как кредиторы на денежную массу. Им будет предложен механизм так называемого мирового соглашения, по которому денежная масса будет равна квартире в такомто доме. И за каждым мы зафиксируем квартиру. Надеюсь, через пару лет мы достигнем уровня, чтобы люди могли зарабатывать, а мы – строить.

Комментарии