Медицинская мафия и ее жадные «шестерки» в министерствах зарабатывает миллиарды, испытывая на нас препараты из стран третьего мира. Затянувшаяся борьба с коррупцией с подачи новой власти все больше превращается в банальную бессодержательную мыльную оперу. Как и следовало ожидать, под нож показушных «расстрелов» коррупционеров попала, главным образом, всякая «пузатая мелочь».
Коррупционному «крупняку» нечего волноваться: он по-прежнему «при дворе да в министерстве».
Секрет спокойной жизни прост: успеть вовремя сменить назначения платежа в карман новым представителям власти. Это вполне удалось собственнику ЗАО «Ганза» Петру Багрию, известному скандальному закупщику индийских лекарств и «тимошенковского» тамифлю по заоблачным ценам. Предприятие, которое можно с полным правом назвать настоящим чемпионом по растратам бюджетных средств министерства здравоохранения последних 7-8 лет по-прежнему в топ-листе поставщиков лекарственных препаратов для украинских граждан.
Родом из 90-х
Как все чистые посредники, Петр Багрий начал свой бизнес в 90-х с бартерных схем. Тогда АО «Ганза» выполняло работы на фармацевтических заводах по бартеру: получая медикаменты за ремонт. Безденежные расчеты обеспечивали строителя для фармацевтов прибылью с 200-300% рентабельностью. Со сворачиванием бартерных расчетов менеджмент вполне ожидаемо потерял интерес к стройке и занялся поисками иных сфер. Сферой, сулящей не менее рентабельные барыши, оказались государственные закупки. На них АО «Ганза» достигла еще более невиданной прибыли.
С 2003 года фирма начинает регулярно побеждать в тендерах Министерства здравоохранения на поставку медикаментов и оборудования. При этом строительная компания имела весьма далекое отношение к фармацевтическому бизнесу, и само собой не числилась ни в одном фармацевтическом рейтинге. Чтобы игра на тендерах заканчивалась гарантированной победой владелец «Ганзы» Петр Багрий создает дублирующие фирмы: “Л-Контракт”, “Альтер Эго”, Эмердженсия, «Фармацевтические препараты регионов», «Сумская аптечная компания».
В 2003-2004 года «Ганза» и ее тендерные двойники благодаря бюджетному финансированию показали отличные финансовые результаты. В 2003 году на основании торгов, проведенных Минздравом на приобретение препаратов отечественных производителей, было заключено соглашение с ООО “Л-Контракт” на сумму 4 млн. 523 тыс. гривен. «Материнская структура» — АО «Ганза» — в этом же году закупала препаратов на 4,8 млн. грн. При этом в нарушение нормативных требований закупать препараты отечественного производства, компания приобретала лекарства зарубежом. В 2004 году компания «Эмердженсия» на основании недостоверных данных выиграла тендер на поставку для сельской местности карет скорой помощи на сумму 39 млн. грн. Новые скорые приехали весьма «нескоро» — в деревнях автомобили оказались лишь к декабрю 2005 года.
Смена власти сказалась на бизнесе «Ганзы». 2005 году внезапно иссяк щедрый поток из закромов министерства. От перспективы быть отлученным от бюджетных денег собственника бизнеса спасла политическая мимикрия и Фонд «Украина 3000», любимая игрушка супруги Виктора Ющенко Катерины. Новоиспеченный фармацевт Петр Багрий становится партнером и спонсором фонда.
На счет Международного благотворительного фонда «Украина 3000» от посредника были перечислены 4,3 млн. грн., еще несколько сот тысяч гривен фонд получил в лекарствах. Таким образом, билет на продолжение закупочной деятельности для министерства охраны здоровья на ближайшие годы был куплен. Уже в 2006 году «Ганза» снова борется с туберкулезом и рассеянным склерозом, закупая медикаментов на эти цели на общую сумму в 31 млн. грн.
«Ганза» полностью сохранила свои позиции и при новой власти. Новый министр здравоохранения Зиновий Мытник много лет (и судя по всему весьма взаимовыгодно) сотрудничает с компаниями группы «Ганза» в области госзакупок.
Как дерибанится миллиард гривен ежегодно
Живет и процветает ЗАО «Ганза» на разнице между ценой закупки у поставщиков и продажи лекарств государству. Эта разница колоссальна, в некоторых случаев она достигает совершенно немыслимых размеров. Вот факты, точнее их малая часть, которые были обнародованы подкомитетом Верховной Рады по вопросам планирования бюджетных программ и использования бюджета, возглавляемой «регионалом» Коновалюком.
В 2008 году «Ганза» в лице “Фармацевтические препараты регионов” (партнер Багрия Лирник А.В.) была признана победителем тендера на поставку препарата “Капреомицин” за бюджетные средства на общую сумму свыше 11,4 млн. гривен по цене одного флакона 119,7 гривен. Эта цена выше средней примерно в… 20 раз. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) данный препарат в Азербайджане закупался в тот период по цене 10,7 грн.; в Молдове — 10,6 грн.; Румынии — 6,45 грн.
В 2009 году «Ганза» закупает более 44 тыс. упаковок Тамифлю по цене 251 грн. на общую сумму 11.млн. 76 тыс. грн. при доступном предложении в 6 евро. По данным парламентариев, противотуберкулезные лекарства, которые поставлялись компаниями подконтрольными Багрию П. И. и Лирнику А.В. в 2-3 раза выше мировых цен.
Сами же лекарства и оборудование закупается поставщиками по принципу как решит поставщик (то есть, «Ганза»), совершенно без учета реальной потребности отрасли. Как следствие, на складах министерства формируются излишки лекарств с истекшим сроком годности. А по ряду препаратов — наоборот фиксируется дефицит.
Глобально же картина выглядит таким образом, что группа компаний и лиц вокруг «Ганзы» контролирует 90% средств, выделяемых из бюджета на закупки лекарственных средств по программам “Онкология”, “Туберкулез”, “СПИД”, “Рассеянный склероз” и ряда других. Сейчас «Ганза» и ее дублеры контролируют закупки министерства на сумму почти в миллиард гривен.
Чужие здесь не ходят
Выстроенное здание медицинской коррупции снабжено весьма прочными защитными механизмами. Наученный горьким опытом предыдущей смены власти, хозяин схемы Петр Багрий решил обезопасить себя от подобных казусов в будущем путем пролоббировав в профильное министерство пул лояльных чиновников.
Ключевой победой группы стало назначение Юрия Константинова (профессионального гонщика) в 2006 году на пост председателя государственной службы лекарственных средств. Ныне его должность звучит несколько по другому — начальник департамента регуляторной политики в сфере оборота лекарственных средств и продукции при Минздраве.
По некоторым данным в свое время должность обошлась Багрию и Константинову в 80 тысяч долларов. Более чем скромная сумма, учитывая, что чиновник закрывает глаза на регистрацию и оборот некачественных лекарств. Юрий Константинов – партнер Петра Багрия по компаниям «Матрикс», «Эмердженсия» и др. Это позволило фармацевтическому посреднику сконцентрировать в своих руках контроль производства лекарств, контроль качества медпрепаратов, регистрации медтехники, лицензирование оптовой, розничной торговли лекарствами, составление перечней лекарств для закупки за деньги бюджета.
Не менее важным для «Ганзы» является «свой» директор института физиатрии Юрий Фещенко. Главный физиатр Украины отвечает за формирование перечней диагностического оборудования медикаментов для лечения туберкулеза. Делает он это, часто наплевав на рекомендации Всемирной организации здоровья. Но зато с учетом имеющихся у «Ганзы» возможностей (чаще всего – это индийские препараты).
В результате умело составленного техзадания уложиться в требования чиновников почему то получается только у самой «Ганзы» или ее дублеров). Впрочем, эти меры чаще всего излишни – ведь в тендере принимают участие только вышеупомянутые фирмы. Само же министерство самоустранилось от контроля относительно поставки комплектом данных лекарств, а также от любого контроля за качеством противотуберкулезных лекарственных средств производства индийских компаний.
Все это сделало бизнес медицинского спрута неуязвимым и недосяжным для конкурентов. В силах группы заблокировать лицензирование лекарств конкурентов, и, наоборот, выдать лицензию собственным препаратам, часто сомнительного качества и не прошедших необходимого тестирования. При этом защищает свой интерес организация всеми доступными методами. Объявившийся «коммисар Каттани», полковник СБУ Геннадий Голобков, который в прошлом 2009 году расследовал деятельность «Ганзы», чудом выжил после взрыва бомбы, кинутой к его ногам…
Лучшей оценкой работы «Ганзы» и ее саттелитов в бизнесе и Минздраве являются индикаторы заболеваемостей. К примеру, последние пять лет растут расходы на закупку противотуберкулезных препаратов. Это никак не повлияло на динамику роста заболеваемости: согласно выводам отечественных и иностранных экспертов ситуация с туберкулезом в Украине стабильно ухудшается.
На наш взгляд, куда более иллюстративными являются возросшие случаи осложнения от закупленной «Ганзой» вакцины «БЦЖ SSI» от нового производителя. Это – результат работы министерских лоббистов, когда сомнительные препараты в большом количестве появляются в Украине без необходимых тестов. Стараниями жадной медицинской мафии и ее клевретов в министерстве страну превращают в такую себе «тестовую лабораторию», а нас самих и наших детей — в подопытных крыс.
Иван Никаноров, специально для ”ОРД”
Немає коментарів:
Дописати коментар