Закон, разделивший историю страны на до и после, внес в парламент министр юстиции и один из главных борцов со смертной казнью во Франции и в мире, адвокат Робер Бадентер. Первая статья законопроекта стала одной из самых коротких в истории французского законодательства: «Смертная казнь отменена».
Гильотина — французское изобретение. Использовать специальный механизм, отсекающий голову, предложил врач и депутат Национального собрания Франции Жозеф Гильотен.
1 июня 1791 года в стране был принят закон, согласно которому гильотина признавалась в качестве единственного разрешенного способа для приведения в исполнение высшей меры наказания. Исключение составляли военные преступники, мятежники и шпионы.
Практиковавшиеся до 1791 года публичные казни — повешение, четвертование, сожжение на костре, погребение заживо или утопление — были гораздо более жестокими. Отсечение головы считалось «благородным» видом казни и предназначалось для представителей знати.
Таким образом закон, предписывающий «отрубать голову всякому, приговоренному к смерти» (эта формулировка оставалась во французском уголовном кодексе до 1981 года), виделся тогда стремлением к гуманности и был направлен на уравнивание в правах всех приговоренных к высшей мере наказания.
Самым известным противником смертной казни во Франции XIX века был Виктор Гюго. В возрасте 27 лет Гюго анонимно издал повесть «Последний день приговоренного к смерти» — дневник человека в ожидании казни. Всю жизнь писатель яростно боролся против смертной казни. Он публиковал эссе, статьи, стихи, писал о смертной казни в своих романах. В 1845 году Гюго получил звание пэра и пытался убедить своих коллег в палате пэров в необходимости отмены гильотины.
Три года спустя он выступал с речью перед депутатами Национального собрания в защиту неприкосновенности человеческой жизни, но так и не был услышан. Будучи гуманистом, Гюго надеялся, что XIX век принесет Европе большие перемены, однако его чаяния не оправдались. «Смертная казнь непременно будет отменена в XIX веке», — верил он. Писатель умер в 1885 году. До отмены смертной казни оставался почти век.
Последняя гильотина
Последняя публичная казнь состоялась во Франции незадолго до начала Второй мировой войны. 17 июня 1939 года в Версале был казнен 31-летний немецкий серийный убийца Ойген Вейдман. Во Франции он убил шестерых человек. Посмотреть на казнь на площадь возле тюрьмы Сен-Пьер в Версале собралась огромная толпа. Люди занимали места с вечера, и жандармам с трудом удалось расчистить площадь, чтобы установить гильотину.
Толпа пребывала в состоянии, близком к истерике: некоторые женщины бросались к гильотине, чтобы смочить платки в крови казненного — якобы это должно было способствовать фертильности.
Премьер-министр Франции Эдуар Даладье заявил, что публичные казни «не имеют должного нравоучительного эффекта, а приводят к обратным результатам». Через несколько дней был опубликован декрет, запрещающий публичные казни. Вплоть до 1977 года — последнего приведенного в исполнение приговора — казни проходили внутри пенитенциарных учреждений.
Как отмечает Libération, за время нахождения у власти Жоржа Помпиду (1969-1974) и Валери Жискар-д’Эстена (1974-1981) во Франции было вынесено 23 смертных приговора и шесть человек были казнены.
Французский историк, специалист по истории смертной казни Николя Пикар (Nicolas Picard) говорит, что в период с 1906 по 1981 год, включая в том числе и годы войны, в стране были казнены 511 человек.
Последним казненным во Франции стал уроженец Туниса Хамида Джандуби (Hamida Djandoubi). 10 сентября 1977 года 27-летнего Джандуби, приговоренного к высшей мере наказания за пытки и убийство, обезглавили на гильотине во дворе марсельской тюрьмы Бомет. Джандуби —последний человек в мире, казненный на гильотине.
«А у вас хорошенькая шея»
Его палач Марсель Шевалье — последний палач Франции — в интервью Libération в 1980 году буднично говорил: «Нужно, чтобы кто-то выполнял эту работу». У Шевалье было две работы: сотрудник типографии и палач.
— Вы что-то чувствуете, когда отрезаете людям головы? — Ничего! А они что-то чувствуют, когда убивают детей? <…> — Вам было 37 лет, когда ваш дядя (также работавший палачом. — RFI
) попросил вас стать его преемником. С тех пор вы изменились? — Совсем нет. Я остался таким же, как прежде. Я печатник. Все остальное — дополнительная работа.
Коллеги по типографии в парижском пригороде Монруже объясняли Libération, что знали о «второй работе» Шевалье, но никто ее с ним никогда не обсуждал. «Иногда он приходит на работу, хватает вас вот так, и говорит: «А у вас хорошенькая шея»», — рассказывала журналистам одна из работниц типографии.
На две последние казни Морис Шевалье брал с собой сына, который готовился прийти ему на смену. После выхода на пенсию Шевалье уехал жить в деревню Шарре в центре Франции, где все знали о его прошлом, но никогда о нем не говорили. Он умер в 2008 году в возрасте 87 лет.
За и против
Десятилетие, предшествовавшее отмене смертной казни во Франции, было отмечено яростными дебатами. Общество было разделено как никогда. Среди противников смертной казни были только появившиеся тогда НКО: Amnesty International, чье французское отделение открылось в 1971 году, и ACAT («Христиане за отмену пыток»), ассоциация протестантов, католиков и православных, созданная во Франции в 1974 году. В интервью francetvinfo историк Николя Пикар отмечает, что борьба за отмену смертной казни стала одним из основных направлений деятельности «Международной Амнистии» начиная с 1973 года.
Против смертной казни выступали общественные и религиозные деятели, писатели, художники, музыканты и адвокаты. Одним из самых непримиримых борцов с гильотиной во Франции 1970-х был адвокат Робер Бадентер. Именно его в качестве министра юстиции выбрал первый французский президент-социалист Франсуа Миттеран.
Отмена смертной казни была одним из предвыборных обещаний Миттерана. Он был избран 10 мая 1981 года, и в этот день стало понятно, что со смертной казнью в стране будет покончено. Однако смертные приговоры выносились во Франции до последнего. В день вступления Франсуа Миттерана в должность президента, 21 мая 1981 года, к смертной казни был приговорен 44-летний Андре Полетто, убивший свою 10-летнюю дочь.
На следующий день на севере Франции к высшей мере наказания суд приговорил Жан-Пьера Деклерка, убившего 15-летнюю девушку. Еще через день смертный приговор был вынесен в отношении 26-летнего Патрика Франсуа, признанного виновным в смерти 14-летнего подростка. Все эти решения впоследствии были заменены тюремными сроками.
«Я ужасно боялся, что меня приговорят к гильотине»
В январе 1970 года Луи Перего (Louis Perego) был 21 года. Его арестовали с несколькими друзьями детства — вместе они ограбили бензоколонку, запугав кассира игрушечным пистолетом. Дело происходило в Лионе. Они помогали другим приятелям, также занимавшимся грабежом, организовать отъезд за границу. Вся банда была задержана в ходе спецоперации.
«На нас попытались повесить другие дела, которые подходили под наш профиль. Меня и еще нескольких человек арестовали и обвинили в организации преступного сообщества и убийстве жандарма, которого я не совершал. Когда я оказался в тюрьме, люди вокруг мне говорили: “Тебе крупно не повезло”», — вспоминает он в интервью RFI.
В 1970-е убийства полицейских во Франции каралось смертной казнью. «Тюрьма меня шокировала, — говорит Луи. — У меня было ощущение, что я попал в Средневековье. В камерах не было водопровода. Это было просто скопление людей в вонючем месте. Ходили слухи, что нас ждет гильотина». В конце концов следствие пришло к выводу о несостоятельности версии об убийстве. С Луи и его подельников сняли обвинения, однако он провел полгода в состоянии «чудовищной тревоги».
Приговоренных к высшей мере наказания держали в одиночных камерах, чтобы они не пересекались с другими заключенными. Но Перего, который тоже быстро оказался в одиночной камере за отказ подчиняться надзирателям, видел их на прогулке.
В общей сложности Луи Перего провел в заключении 18 лет — в период с 1970 по 1994 год. В тюрьме он начал заочно учиться и получил аттестат о среднем образовании и диплом социального психолога. В заключении он также принялся писать книги — два первых романа он тайно передал на волю, и они были опубликованы, пока Перего еще сидел в тюрьме.
«Когда Миттерана избрали, все заключенные орали и колотили в двери своих камер. Шум стоял еще больше, чем в Рождество! Люди были рады. До них дошли слухи, что он был против смертной казни», — рассказывает он.
Сегодня Луи Перего живет в небольшой деревне в центре Франции, пишет книги и занимается локальным радио-проектом.
«Смертная казнь отменена»
8 сентября 1981 года проект закона под номером 310 был внесен премьер-министром Франции Пьером Моруа. 17 и 18 сентября закон был представлен депутатам Национального собрания министром юстиции Робером Бадентером. Утром 17 сентября в Le Figaro был опубликован опрос, согласно которому 62% французов выступали за смертную казнь, и лишь 33% высказались против. Однако социалисты у власти приняли решение пойти наперекор общественному мнению. В ходе дебатов абсолютное большинство — 363 депутата — проголосовали за отмену смертной казни. 117 выступили против. Среди проголосовавших «за» были и правые парламентарии, в том числе будущий президент Франции Жак Ширак.
Статья в издании Le Monde о дебатах в Национальном собрании от 18 сентября 1981 года заканчивалась цитатой Вольтера: «Французы приходят ко всему слишком поздно, но, в конце концов, они приходят».
Окончательно законопроект был принят 30 сентября и утвержден 9 октября 1981 года. В законе прописаны всего лишь лишь девять статей. Первая из них стала одной из самых коротких в истории французского законодательства: «Смертная казнь отменена».
Франция была последней страной Европейского сообщества, отменившей высшую меру наказания. Четыре с половиной года спустя, 1 марта 1986 года, Франция ратифицировала шестой протокол Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающий отменять мораторий на смертную казнь в мирное время.
В 2007 году по инициативе Жака Ширака в Конституцию внесли поправку, согласно которой никто во Франции не может быть приговорен к смерти. С 2002 года отмена смертной казни является одним из условий для вступления в Евросоюз.
«Я хотел исполнить пожелание, которое Виктор Гюго сформулировал в 1848 году: “Отмена смертной казни должна быть ясной, простой и окончательной”», — писал Бадентер. Сегодня — в 93 года — он называет своей миссией борьбу со смертной казнью в тех странах мира, где еще действует высшая мера наказания:
«В Китае, стране тотальной диктатуры, мы даже не знаем количество смертных казней — это государственный секрет. В Иране, в Саудовской Аравии, во всех исламистских государствах казнят женщин и детей. Но нужно посмотреть на мировую динамику. Я никогда и надеяться не мог, что прогресс по отмене смертной казни по всему миру будет таким быстрым за эти сорок лет.
Это невероятно. Вся Европа отменила смертную казнь. За исключением одной страны — Беларуси, в чистом виде сталинского государства. Связь между диктатурой и смертной казнью неизменна. Просто потому, что лидер партии власти хочет показать, что у него есть право распоряжаться жизнью и смертью собственных граждан».
Открытый источник
Немає коментарів:
Дописати коментар