МИЛЛИОН В ДЕПУТАТСКОЙ КОРЗИНЕ


 Вероятность «очередных внеочередных» парламентских выборов сегодня довольно высока. Говорят, место в проходной части партийного списка стоит как минимум $5 млн. Weekly.ua выяснил, что эти инвестиции народные избранники отбивают довольно быстро. Разумеется, не за счет депутатской зарплаты 

Торговля депутатством стартует перед выборами, когда на продажу выставляются места в списках партий и блоков, планирующих преодолеть трехпроцентный барьер. Тайные цифры озвучивают обиженные политики и журналисты, получающие информацию из частных бесед с осведомленными людьми. Комментарий 
По словам источников Weekly.ua, цена места в Верховной Раде от созыва к созыву росла. Так, на парламентских выборах 2001 года трудоустроиться в доме под куполом можно было за $1–2 млн., а в 2006-м — уже за $2–5 млн. В 2007-м на внеочередных парламентских выборах места в списках не подорожали, но и выборы проходили всего через год после плановых.
Учитывая то, что персональный состав парламента изменился незначительно, можно говорить, что нынешним народным избранникам мандат обошелся в два раза дороже, чем депутатам предыдущего, четвертого, созыва. Иногда сумму вносят наличными в теневой предвыборный фонд, иногда — отрабатывают услугами. Например, бывший «бютовец» Виктор Лозинский рассказывал землякам в Головановске, что попал в ВР, обеспечив нужное судебное решение, за которое его отблагодарили не деньгами, а мандатом. 
Хлебные карточки Руководители фракций и их замы через партийные списки централизовали теневые финансы, поэтому возместить вложенный капитал рядовому депутату непросто. Но возможно. Поскольку в ситуации, когда ни одна из политических сил не имеет значительных преимуществ, решающим, а следовательно дорогостоящим, может стать каждый голос.
Если верить парламентариям, «золотая карточка» во время важного голосования может стоить от $100 тыс. до $12 млн. Этим пользуются лидеры небольших групп и фракций — «литвиновцы», коммунисты, «народные самооборонцы», «костенковцы», «руховцы» Тарасюка, которые играют «золотыми акциями» с 5–20 депутатами, обеспечивая результативность голосования. Таким образом их представители получают высокие должности в госкомитетах, занимают кресла заместителей министров и даже претендуют на министерские портфели.
Бывший нардеп Петр Дыминский публично вспоминал, как лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко отбирал у него карточки 16 подконтрольных депутатов, чтобы те не голосовали за премьера Януковича. «Я должен был сдержать слово, данное представителям Донбасса: купил у одного из депутатов карточку для голосования за $200 тысяч и проголосовал так, как хотел», — рассказывал Дыминский.
Подтверждал он и информацию о миллионных суммах — например, в 2004 году во время голосования за политреформу за шесть карточек заплатили $20 млн. Поскольку существующая модель устраивает руководителей крупных фракций, те согласны с инициативой о голосовании отпечатками пальцев, ведь это не только заставит депутатов лично присутствовать в зале парламента, но и приведет к удорожанию налаженного парламентского бизнеса.   Комплексный заказ Индивидуальный теневой приработок обеспечивают депутатам обращения и запросы. Их используют в корпоративных и политических войнах, кадровой борьбе, для дискредитации конкурентов, причем часто без согласования с партийным руководством. «По сути, каждый из членов фракции своим запросом работает против своего лидера», — объяснил экс-депутат Владимир Цыбулько.
Например, 3 марта прошлого года коммунистка Екатерина Самойлик направила обращение в Министерство внутренних дел, в котором содержалась информация о махинациях с бюджетными средствами в ЗАО «Софтлайн». Через месяц депутат отозвала свое обращение. А 14 мая документ с аналогичным содержанием уже за подписью «регионала» Владимира Демидко был направлен в ГНАУ.
Обращения становятся основаниями для возбуждения уголовных дел и проведения перекрестных проверок, вместе с заказной медиакампанией это вспомогательное оружие в корпоративных войнах. Помощники народных депутатов объяснили, что есть и другая схема. Сначала — медиаскандал, затем — обращение или запрос с требованием проверить изложенные в СМИ факты. Три заказа — депутатский, медийный и правоохранительный — как правило, используются в комплексе.
В государственных органах принимают жалобы от граждан и от народных депутатов. Обращение парламентария фактически превращает его во влиятельного помощника в отстаивании бизнес-интересов. А запросы с трибуны — в спикера, защищающего борца. Игра стоит свеч. Если простое письменное обращение обходится заказчику в сумму от $5 тыс. до $10 тыс., то есть от двух до четырех депутатских зарплат, то запрос, зарегистрированный в аппарате ВР и зачитанный спикером с трибуны, стоит в несколько раз больше — от $20 тыс. до $100 тыс.
Дороже всего ценится документ, направленный в Генпрокуратуру, СБУ и Министерство внутренних дел. Самое дорогое мероприятие — создание временной следственной комиссии по расследованию определенного политического или бизнес-вопроса. На сайте Верховной Рады на сегодня зарегистрированы 14 ВСК, однако большинство из них неактивны.
В 2009 году ВСК ВР проверяли Севастопольский и Киевский городские советы, контролировали расходование бюджетных средств, выделенных на ликвидацию наводнения в Прикарпатье, осуществляли надзор за распределением земель в Киевской области и Симферополе, вмешивались в работу Нацбанка и СБУ, выясняли обстоятельства дебоша министра внутренних дел Юрия Луценко во Франкфурте-на-Майне, изучали материалы «дела педофилов» и т.п.
По регламенту депутаты — члены ВСК автоматически получают доступ к любой информации по делу, включая материалы, составляющие тайну следствия. «Это гораздо более быстрый путь раздобыть любые документы и изучить доказательства, чем через суд или адвокатские запросы», — объясняют источники Weekly.ua.
Зарабатывают нардепы продажей и/или обнародованием информации, удобной одной из сторон конфликта. Иногда парламентские комиссии используют для «информационных сливов» против политических оппонентов. В октябре 2009 года временная следственная комиссия по делу об отравлении Ющенко, которую возглавлял Владимир Сивкович, распространила аудиозапись беседы с «американским агентом» под псевдонимом Марта, в которой Роман Зварыч будто бы договаривался осенью 2004 года об обогащении крови нынешнего президента диоксином.
 Позже выяснилось, что сотрудница Генпрокуратуры, рапорт которой сделали достоянием гласности депутаты от Партии регионов, исказила факты.   Чистый лоббизм В парламенте ключевыми фигурами кроме руководителей фракций являются председатели, заместители председателей и секретари парламентских комитетов. Степень их влиятельности зависит как от личных связей, так и от конкретного комитета.
Самыми козырными считаются комитеты по вопросам бюджета (сейчас его возглавляет Николай Деркач, Блок Литвина) и по вопросам финансов и банковской деятельности (Николай Азаров, ПР), которые тесно сотрудничают с государственными финучреждениями и коммерческими банками, а следовательно гарантируют стабильные финансовые потоки.
В 2005 году, когда комитет по вопросам бюджета возглавлял Петр Порошенко, лоббистские проценты за бюджетное финансирование оценивали в несколько миллионов долларов. Второе направление — правоохранительное. Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью (Игорь Калетник, КПУ) специализируется на «заказных» запросах и проверках. Сюда вызывают «на ковер» прокуроров и руководителей органов внутренних дел.
Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (Виктор Швец, БЮТ), наоборот, тесно сотрудничает со Службой безопасности, Генпрокуратурой, МВД, ГНАУ, Государственной службой исполнения наказаний — депутаты лоббируют кадровые назначения в силовых структурах, а также вносят изменения в законодательство по «просьбе» высокопоставленных правоохранителей.
Через комитет по вопросам правосудия (Сергей Кивалов, ПР) проходят все назначения и увольнения судей Украины, что позволяет некоторым нардепам влиять на суды. В комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности (Николай Мартыненко, НУ — НС) стремятся попасть депутаты, близкие к газовым, нефтяным или энергетическим компаниям, а комитет по вопросам транспорта и связи интересен как лицензионными возможностями, так и причастностью к организации тендеров, в том числе на ремонт, строительство, поставку товаров для «Укрзализныци».
Ценится также комитет по вопросам здравоохранения (Татьяна Бахтеева, ПР), поскольку позволяет лоббировать интересы фармакологических компаний и получателей гуманитарной медпомощи. Отдельную группу образуют комитеты по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ (Владимир Рыбак, ПР) и по вопросам культуры (Владимир Яворивский, БЮТ). Если первый разрабатывает и утверждает строительные нормы, то второй помогает получить доступ к землям, на которых находятся памятники архитектуры, парки, отвечает за историческое лицо центров городов. Выйти на руководителей комитетов ВР непросто, человека с улицы они не примут.
Самый эффективный ход — быть представленным кем-то из знакомых. Худший вариант — простимулировать помощника, сделав его лоббистом своих интересов. Чтобы перестраховаться, следует убедиться в том, что вы нашли правильного человека, — собрать информацию о нем на публичных мероприятиях: какими вопросами поручает ему заняться народный избранник.
Ведь ошибка с «консультантом» может провалить все дело. Прайсов с четко установленными расценками за посредничество не существует. Иногда это 10% от цены вопроса, в некоторых случаях — 20–30%. В сложных случаях сумму приходится увеличивать вдвое. Крупные корпорации уже давно работают с двумя-тремя фракциями, привлекая в качестве лоббистов как «регионалов», так и «бютовцев», подстраховываясь «литвиновцами», коммунистами и «нашеукраинцами». Комментарий
Высокая ввозная пошлина на импортные автомобили
В мае 2008 года по требованию ВТО ввозная пошлина на импортные автомобили была снижена с 25 до 10%. В июне 2008 года парламент проголосовал за возвращение прежних пошлин, но на этот закон президент наложил вето. В феврале 2009 года ВР ввела дополнительные пошлины на отдельные импортные товары, в том числе 13-процентную пошлину на легковые автомобили. Закон вызвал международный скандал. Цена вопроса: $35 млн.
 Главные лоббисты
Тариэл Васадзе (БЮТ) Дмитрий Святаш (ПР) Публичный лоббист
Петр Порошенко
Выступал за повышение пошлины как председатель Совета НБУ
Мораторий на продажу земель сельхозназначения
В соответствии с изменениями в Земельный кодекс, принятыми в декабре 2008 года, покупать и продавать земли сельхозназначения запрещено до принятия законов о земельном кадастре и рынке земли. Это способствует приватизации земель вокруг мегаполисов по «серым» схемам, когда участок де-факто продают и покупают те, кто влияет на назначение руководителей отделов земельных ресурсов, депутатов местных советов, руководителей администраций. Цена вопроса: $500 млн.
 Главные лоббисты
Екатерина Ващук (Блок Литвина) Богдан Губский (БЮТ) Николай Присяжнюк (ПР) Александр Ткаченко (КПУ) Публичный лоббист
Владимир Литвин 
Сменил председателя Госкомзема
 Изменение порядка назначения судей на руководящие должности
Через проект закона «О судоустройстве» пытаются изменить порядок назначения руководителей судов всех уровней, формирования органов судебного самоуправления. Предлагаемые изменения сделают судей более зависимыми от исполнительной и законодательной ветвей власти. Цена вопроса: до $1 млн. за судью
 Главные лоббисты
Сергей Кивалов (ПР) Андрей Портнов (БЮТ) Публичные лоббисты
Евгений Корнийчук Василий Онопенко
Оказывают непосредственное влияние на назначение судей
 Бюджетная поддержка убыточной угольной отрасли
Лоббирование льгот шахтам, шахтерам, поддержка угольной отрасли из государственного бюджета. Так, в 2010 году на угольную отрасль планируют израсходовать 21,6 млрд. грн.
Цена вопроса: 20% от суммы дотаций
 Главные лоббисты
Андрей Клюев (ПР)
Игорь Гуменюк (ПР)
Виктор Турманов (ПР) Леонид Литвинов (ПР) Наталья Королевская (БЮТ) Михаил Волынец (БЮТ) Публичный лоббист
Виктор Полтавец министр угольной промышленности  министерство является распорядителем средств
 Установление акцизов на алкоголь
После принятия в апреле 2009 года поправок в Закон «О ставках акцизного сбора на табачные изделия»  можно было сделать вывод, что водочное лобби утратило влиятельность. Тем не менее в налоговом комитете уже зарегистрирован проект закона «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки» (относительно наполнения бюджета), учитывающий интересы производителей водки. Цена вопроса: до $100 млн.
Главные лоббисты
Степан Глусь (БЮТ) Павел Климец (ПР)
Как депутаты зарабатывают «голосом»
 Два депутата из Украинской народной партии помогли Юлии Тимошенко удержаться в кресле премьера, поставив решающие подписи от фракции НУ — НС под восстановленным парламентским большинством в декабре 2008 года. В обмен на это одному из них, Александру Клименко, гарантировали кресло министра промышленной политики. 26 июня 2009 года Кабинет министров выдвинул его кандидатуру на утверждение ВР, но голосование не состоялось.
 Блок Литвина согласился войти в коалицию лишь после того, как его лидеру гарантировали кресло спикера. Впоследствии фракция «литвиновцев» поддерживала большинство инициатив БЮТ, в частности сыграла решающую роль в назначении Петра Порошенко министром иностранных дел в октябре 2009 года.
 Фракция КПУ заблокировала отставку Юрия Луценко в декабре 2009 года — президент и «регионалы» перед выборами хотели сменить министра внутренних дел. Еще раньше в обмен на ряд проправительственных голосований представители Компартии заняли высокие государственные посты. Валерий Бедный, зять нардепа-коммуниста Александра Ткаченко, стал заместителем министра здравоохранения, Олег Матвеев, сын коммуниста Валентина Матвеева, — зампредседателя ГНАУ, Вадим Чупрун — замглавы НАК «Нафтогаз Украины». Выдвиженцы КПУ также возглавляют Госкомлесхоз и Госкомархив, трудятся замами руководителей Минюста, Минспорта, Минтранса, хотя официально не входят в парламентское большинство.
Дарина Гетьман специально для Weekly.ua http://weekly.ua



Немає коментарів:

Дописати коментар