Дело “Козел против Козела”. Российский криминал в Америке

В международном аэропорту JFK 18 декабря агенты ФБР арестовали 51-летнего Тодда Козела, основателя и бывшего главы компании Keystone Gulf Petroleum, которая экспортировала нефть из района Курдистан в Ираке. Козел возглавлял эту компанию до 2014 года и зарабатывал до 20 млн долларов в год
, а деньги перекачивал на счета траста, зарегистрированного в оффшорном островном государстве Джерси в проливе Ла Манш.
На деньги этого траста Тодд Козел купил за почти 13 млн долларов квартиру в манхэттенском Walker Tower на Вест 18 стрит и 7 авеню в районе Челси, перещеголяв кинозвезду Cameron Diaz, которая 5 лет назад купила там квартиру всего за 9 млн. Его обвиняют в мошенничестве и отмывании денег, за что Козелу грозит до 20 лет лишения свободы.
В 2015 году Тодд Козел развелся с женой Эшли, светской дамы из Флориды, с которой прожил 18 лет и нажил двух детей. По решению суда ей отошла эта квартира со всеми находившимися там произведениями искусства, а общая стоимость спорных активов составила в общей сложности 34 млн долларов. За время их супружества Козел, чех и поляк в третьем поколении, изменял ей с молодой любовницей, русскоязычной литовской моделью Ингой, на которой затем женился. По утверждению Эшли, Тодд тратил на Ингу их общие деньги, которые она теперь намерена получить с него по решению Верховного суда штата Нью-Йорк. Решение было принято в мае 2017 года, но когда Эшли Козел с судебными исполнителями явилась в квартиру на 14 этаже Walker Tower, оттуда исчезли две дорогие работы знаменитого фотохудожника Питер Берда – “Гордость льва”, стоящая 125 тыс. долларов, и “Жирафы в пустыне Тару”, оцененная в 6 тысяч. По иронии судьбы 49-летней Эшши Козел достались два портрета 32-летней Инги Козел, урожденной Инги Буйвидайте, в натуральную величину.
В интервью русской версии журнала Tatler пару лет назад Инга рассказала, что она и ее подруга Светлана Грязнова были моделями, а потом вышли замуж. Светлана – за пропагандиста средиземноморской диеты доктора Анджело Аквисту и осела с ним в Нью-Йорке. А Инга – за легендарную личность, которую газета The Independent назвала “tough American” (“жесткий американец”). Это был Тодд Козел, “потомственный, но при этом суперпредприимчивый нефтяник, который в 2000-м году финансировал избирательную кампанию Джорджа Буша-младшего, а когда тот удачно ликвидировал Саддама Хусейна, собрал чемодан и лично двинул на север Ирака обсуждать гигантский контракт основной своей компании Gulf Keystone Petroleum с курдами и их калашниковыми”.
До того как стать моделью, Инга Буйвидайте отучилась три года в Миланском государственном университете (Statale di Milano) и вернулась в Литву, где купила часть вильнюсского филиала модельного агентства Metropolitan. Дело пошло, и она отправила в Париж “десант красоток, которых лично искала по хуторам и сельским дискотекам” Литвы. Затем открыла интернет-сервис BookerLooker.com, который записывал желающих женщин на любую “бьюти-процедуру” в ближайшем от них месте любой точки земного шара. Весной 2012 года 26-летняя Инга Буйвидайте приехала в гости к своим литовским друзьям в Нью-Йорк и вместе с ними полетела в Майами – на музыкальную конференцию и просто отдохнуть.
Там на тусовке в клубе LIV при отеле Fontainebleau Инга познакомилась с Тоддом Козелом, который следующим утром позвонил и позвал на ланч, а через три месяца сделал предложение. Через шесть месяцев они поженились. “Никому ничего не сказав, – вспоминает Инга, – просто сели в самолет и рванули в Лас-Вегас. Две девушки нам все организовали на месте: сдали брачные документы в специальное окошко и, пока мы оформлялись, завалили номер в Bellagio цветами и шоколадками. Утром мы продрали глаза, и возник вопрос: «А мы где вообще? И кто помнит, во сколько и куда нам идти жениться?» Забыли – ну и ладно. Нас нашли в бассейне, выловили, сказали, что маникюр, педикюр и парикмахер уже на стреме, частная терраса Bellagio украшена и в полном нашем распоряжении. Нас расписал бывший босс мафии Оскар Гудман, вы его знаете – в начале фильма «Казино» он играет себя. Он нам очень смешно говорил, что был мэром Вегаса, а теперь спит с мэром Вегаса, потому что его жена – мэр Вегаса. Потом пошли ужинать в Picasso. Тодд вдруг встал из-за стола, попросил принести всем присутствующим шампанского и произнес речь”.
Совсем зажать свадьбу у новых супругов Козел не получилось, и через три месяца они собрали друзей на элитном карибском острове Сен-Барт, где покатали на «мини-куперах» и устроили им ужин с фейерверком на пляже Говернорс-Бич. Гуляли десять дней, но главное, считает Инга Козел, было в Лас-Вегасе вдвоем. Став “миссис Козел”, Инга объяснила мужу все значения этого русского слова, но Тодд человек без комплексов. Козел, так козел, а к тому же 2015 был годом Козы. История не донесла, как называла его первая жена, но вторая сказала журналистке Tatler, что Тодд “моя копия, только в мужском теле”, и что ей нужен “сильный человек, за чьей спиной, если что, можно спрятаться”. Тут вышло несколько иначе, и в апреле прошлого года газета The New York Post написала, что “ошеломительной второй жене магната энергетики грозит тюрьма за предполагаемой укрывательство на счетах в иностранных банках миллионов долларов, которые ее муж должен своей бывшей первой жене”. Возможно, речь шла об офшоре на острове Джерси в проливе Ла Манш.
Речь шла об уже упомянутом иске Эшли Козел в манхэттенском отделении Верховного суда штата Нью-Йорк, где Эшли, Инга и Тодд несколько лет вели тяжбу за судьбу 34 млн долларов. Эшли Козел и ее адвокат утверждали, что Инга помогала своему мужу укрыть деньги на ее счетах в офшоре, а Мэтью Шварц, адвокат Инги Козел, заявил судье Люси Биллингс, что его клиентка отказывается дать показания на основании Пятой поправки к Конституции, дающей право не свидетельствовать против себя. По словам адвоката, это были обвинения в том, что Инга “сознательно уводила деньги в нарушение постановлений суда”. Выслушав Мэтью Шварца, судья Биллингс скептически заметила, что не видит причины, “по которой не должна велеть шерифу или маршалу взять ее под стражу”. Судья обещала решить эту проблему “в ближайшие дни”, но за минувшие полтора года Ингу не трогали, а вот против ее мужа возбудили федеральное уголовное дело. В отличие от предыдущих гражданских дел с игривым названием “Козел против Козела”, это будет называться “Соединенные Штаты против Тодда Козела”.
Александр Грант

Комментарии