За это журналистское расследование меня заставила взяться курьезная ситуация, произошедшая недавно в одном из киевских судов... Закончив очередной раунд слушанья в обычном отнюдь не громком деле, судья, как ни в чем не бывало, попросил стороны обеспечить на следующее слушанье по пачке обычной мелованной бумаги. Как и у абсолютного большинства граждан страны, о судебной системе у меня далеко не лучшее мнение. Но проблемы на уровне бумаги! Так что я заинтересовался и в первую очередь отправился в канцелярию суда.
Работники канцелярии были предельно корректны. После предъявления журналистского удостоверения они с горечью поведали о систематическом недофинансировании судов и порекомендовали обратиться за более подробными комментариями в некую организацию, о существовании которой я слыхом не слыхивал. В государственную судебную администрацию Украины.
След было взять не сложно. Услужливый Google выдал Вашему покорному слуге не только адрес этой структуры, но и весьма подробно сообщил о той законодательной базе, на основании которой и зиждется деятельность этой организации. Оказалось, что функции у нее предельно просты. Контролировать, чтобы в проектах бюджетов парламентарии не забывали включить расходы на судебную ветвь власти, распределять полученные из бюджета средства между регионами, ну и назначать людей на некоторые административные должности в судебной системе. Вроде и все. Название громкое «администрация», но по сути своей, как мне представилось, канцелярия из трех кабинетов с четырьмя компьютерами. В самом деле, что интересного можно поймать в жидком ручейке недофинансированной судебной системы.
Мой журналистский интерес уже почти угас, но адрес, по которому располагается ГСАУ и, главное, фамилия ее руководителя заставили мозги напрячься. Оказалось, мои измышленные три кабинета с четырьмя компьютерами занимают совсем не маленький особнячок в самом элитном районе украинской столицы, а что касается ее руководителя, то тут автор этих строк вообще перестал что-либо понимать. Об этом герое украинской судебной системы мне приходилось слышать не единожды. Но я не мог даже предположить, что специфическая украинская политика выдвинет на роль главного завхоза отечественной судебной системы именно этого человека. Но обо всем постепенно. Итак, господа, знакомьтесь.
Кирилюк Руслан Иванович. Человек весьма молодой (1977 г.р.), но за свою яркую жизнь оставивший немало неоднозначного на страницах СМИ и в памяти людей, которые знали его лично или сталкивались с ним, в силу специфики его деятельности. А начиналось все в славном 1999 году, когда молодой специалист с дипломом юриста поступил на работу в прокуратуру Киевской области. Или все началось тремя годами позже? Когда, не прельстившись тяготами и лишениями прокурорской службы, молодой юрист решает кардинально поменять направление своей деятельности и из системы обвинения уходит в систему защиты. И не просто в систему защиты, а весьма специфическую адвокатскую компанию «Пукшин и партнеры».
В принципе ничего особо специфического в деятельности этой компании не было. Как и многие подобные структуры, она обеспечивала юридическое прикрытие модных на тот момент рейдерских схем. Вот тогда Ваш покорный слуга впервые и услышал о подающем большие надежды младшем партнере г-на Пукшина Руслане Кирилюке. Помнится, в тот, первый раз, этот господин обеспечивал прикрытие весьма специфической сделки по выведению из собственности общества «Знания» небольшой гостиницы, расположившейся в очень «неудачном» месте – в центре города, недалеко от Ботанического сада и, главное, понравившемся некой строительской фирме. Тогда директор гостиницы внес ее в качестве части уставного фонда во вновьобразованную строительную организацию, естественно, без всяких на это прав, и дело должно было по идее закончится не хозяйственными, а уголовными судами…
Потом г-н Кирилюк мелькал в различных судебных инстанциях, поговаривали, что уже тогда у него и его босса, Игоря Пукшина, сложились весьма тесные отношения с быстро набирающим финансовый вес главным собирателем киевских земель Василием Хмельницким и с молодой звездой киевской политической сцены Леонидом Черновецким. Не зря же в досье Пукшина значится «управляющий партнер адвокатской конторы «Правэкс».
Уже позднее именно через Пукшина и Кирилюка ставший мэром Леонид Михайлович смог наладить тесный контакт с президентом страны. Да-да. К 2007 году роль адвоката нескромных рейдеров нашего героя уже не устраивала. И вовремя сделав ставку на Виктора Андреевича Ющенко, Кирилюк при поддержке Пукшина и с благословения тогдашнего главы секретариата президента, забросил неблагодарное дело поиска хлеба насущного в судах и перешел на государственную службу. Хотя, точнее, пожалуй, будет сказать, что отношения Кирилюка с судами приобрели новый статус. Поскольку Руслан Кирилюк стал представлять Виктора Андреевича и подчиненные ему структуры в украинских судах. Более того, стал членом высшей квалификационной комиссии судей. Вот такой скачек карьеры: от адвоката рейдеров к адвокату президента!
Счастье длилось недолго. Наступал канун президентских выборов и Руслан Иванович, понимая, что шансы на переизбрание нынешнего шефа ничтожны, принялся искать выход. Видимо, выход искался не достаточно корректно, поскольку в определенный момент Ющенко отправил протеже бывшего главы своего секретариата в отставку. Казалось, что самое разумное в этой ситуации – тихонько уйти. Но Кирилюка погубила жадность.
Дело в том, что к моменту отставки разыгралась битва за контроль над Высшим хозяйственным судом Украины. В результате в биографии Руслана Кирилюка появился весьма неприятный для молодого юриста от политики или молодого политика от юриспруденции (читайте, как Вам больше нравится) иск в Окружной административный суд Киева, где он фактически пытался оспорить свое увольнение. Только не стоит доказывать, что это нормальная практика цивилизованных стран. Во-первых, нам далеко до цивилизации. Во-вторых, даже в цивилизованных странах не принято изменять политическим командам. Что же касается нашего героя…
Без работы Руслан Кирилюк сидел недолго. Видимо профессионализма молодого чиновника и пронырливости опытного адвоката оказалось достаточно, чтобы из команды, которой фактически руководил Виктор Балога, Руслан Кирилюк отправился к главному ненавистнику Балоги, Юлии Тимошенко. Где стал заместителем начальника юридического департамента БЮТ. В этой должности г-н Кирилюк вместе с Тимошенко честно проиграл президентские выборы, в которых, по оценкам специалистов, именно юридическая служба стала ахиллесовой пятой кампании.
Теперь я думаю, читателям стало понятно изумление Вашего автора, который увидел фамилию и узнал фото Кирилюка не на судебном процессе над Юлией Тимошенко, где он, как опытный адвокат, должен был по идее отстаивать ее интересы. А в главном кабинете роскошного особнячка на улице Липской, из которого открывается прекрасная панорама отечественной судебной системы и можно найти рычаги, с помощью которых эта система, скажем, поддается корректировке. Что же касается вопросов хлеба насущного… Но о хлебе, несколько ниже. Пока же о рычагах.
Например, таких как подбор и усиление верной себе команды. Принципы формирования такой команды стары как мир. «Деньги и титул!» – кажется, именно этого требовала незабвенная героиня Дюма и Тереховой. Видимо в своей деятельности Руслан Иванович решил не отходить от прописных истин. И если вопрос денег является компетенцией проверяющих органов, то несколько телефонных разговоров с рядом осведомленных людей дали Вашему автору достаточный объем информации о технологиях предоставления титулов «своим людям», которые используются главным завхозом судебной системы.
Выяснилось, что не так давно Руслан Кирилюк передал на подпись президента список лиц, которые, по мнению Руслана Ивановича, достойны носить звание «заслуженного юриста Украины». Список небольшой. В нем две фамилии. Неких Симановского Александра Владимировича и Морея Василия Викторовича. Такие мелочи, как оформление этих кандидатур через какие-нибудь собрания трудовых коллективов, обсуждения на коллегии и т.д. Руслана Ивановича не заботили.
Ваш автор решил все же озаботится сими выдающими деятелями отечественной юриспруденции и выяснить уровень их заслуг перед народом и президентом. Согласитесь, что люди, которые в скором времени должны стать заслуженными юристами страны не могли не оставить свой след в ее жизни. И я обратился к тому, кто знает абсолютно все о сколь-нибудь видных людях. К Google.
С фамилией Симановского мне не повезло. Поисковик выдал множество страниц с упоминанием Александра Симановского, так что только после часа работы, просмотра статей, первоначальное удивление: «не тот!» сменилось полной уверенностью. Об Александре Симановском, том, имя которого вписал Руслан Кирилюк в представление на президента, наиболее популярный поисковик не знает ничего! Ведь весьма сомнительно, что Руслан Кирилюк предлагал наградить высоким званием другого Александра Симановского, провинциального политического деятеля восточных краев нашего восточного соседа. Что касается Василия Морея – здесь все оказалось значительно проще. Людей с таким именем и фамилии Google просто не находит. Ну, как минимум людей такого уровня, о которых стоило написать хотя бы в «Одноклассниках».
Что выходит? К сожалению, но в данном случае ответ однозначен. Руслан Иванович Кирилюк, пользуясь своим положением и руководствуясь исключительно оценкой заслуг перед собой, направил на подпись президенту представление о награждении званиями «заслуженного юриста Украины» никому неизвестных людей.
О том, кого награждают званиями или отличиями, судят об уровне государства. В нашей стране все уже давно привыкли, что звания и награды даются зачастую не самым достойным. Но, как минимум, известным. В данном же случае звание «заслуженного юриста Украины» могут получить на самом деле Никто! Не слишком ли? Как по мне – более чем слишком. Если Кирилюк не понимает этой прописной истины, то может он поймет другую. Своим представлением он откровенно подставляет президента страны, над которым будут потешаться все, кто, как говорится, «в теме»!
Но проблема никому неизвестных отечественных «героев» от юриспруденции продолжала угнетать Вашего покорного слугу. Простое журналистское расследование грозило затянуться или попросту зайти в тупик, но мне повезло, один из моих коллег, специализирующийся на судебной тематике, смог подбросить мне нужную информацию. Поведав, что г-н Симановский работает в системе ГСАУ около года. А в его функциональные обязанности входит проведение коллегий этого ведомства. Да-да. Тех самых коллегий, которые по законодательству и обязаны, в том числе, рассматривать вопросы о представлении к награждениям.
Так вот. Успехи г-на Симановского на поприще усиления духа коллегиальности и коллективизма при управлении судебной системой страны были сведены к тому, что за все время его деятельности коллегии не проводились вообще. Нужно ли объяснять, кто наиболее заинтересован в отсутствии собраний, где могут начать задавать неприятные вопросы? Думаю, Вы, дорогие читатели, и сами догадались. Конечно глава ГСАУ, Руслан Кирилюк. Который, видимо, за подвиг блокирования созыва коллегий и наградил своего исполнительного, назовем, помощника.
А как Вам другой пример? Из той же темы команды Руслана Ивановича. Должность советника г-на Кирилюка на общественных началах исполняет некий Стригун Борис Владимирович. А вот здесь внимание! Прокуратурой Шевченковского района г. Киева в декабре 2007 года заведено уголовное дело по факту мошеннического завладения имуществом граждан. Дела заведены и объединены по факту, но вот незадача. В мошеннике, который преступным путем овладевал этим самым имуществом этих самых граждан, потерпевшие узнали… нынешнего общественного советника Главы Государственной судебной администрации Украины Стригуна Б. В. Дела находятся на досудебном расследовании. Как думаете, найдется ли суд, который примет их к рассмотрению? А если примет, на чем будет печатать обвинительный приговор на, видимо, личного друга г-на Кирилюка? Да и почему-то я уверен, что в случае обвинительного приговора даже минимальный финансовый ручеек окончательно перестанет питать данный суд.
Чем можно объяснить назначение своим советником человека, который является главным фигурантом в серьезном уголовном деле? Глупостью, мелочностью, отсутствием здравого смысла? Ведь человек, назначенный на высочайший пост, который позволяет серьезно влиять на судебную систему страны, человек, которому через суд (!) возвращено право решать судьбы судей в высшей квалификационной комиссии судей, по определению не может подставляться на таких вещах, как находящийся под уголовным преследованием советник или никому неизвестные протеже.
Еще в 2007 году народный депутат от фракции коммунистов Александр Голубь в интервью сайту «Единое Отечество» произнес слова, которые я хочу процитировать дословно.
«…один из соучредителей фирмы "Пукшин и партнеры" — некий Кирилюк Руслан Иванович, одновременно являющийся "руководителем службы по представлению в судах Украины интересов Президента Украины и созданию консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб". То есть тот человек, который проводит собеседование с судьями перед тем как их назначают на должности, является в то же время учредителем юридической фирмы, которая потом решает с этими судьями те или иные вопросы. Коррупция настолько явная, что дальше закрывать глаза на подобные вещи нельзя».
За прошедшие годы Руслан Иванович менял места службы, но кажется, принципы деятельности сохранил прежние. И знаете, лично мне кажется, что в роли представителя Ющенко в судах он был более безопасен, что ли. Ведь человек, который нарушая любые разумные нормы и законов, и приличий, подставляя президента страны и тех, кто лоббировал его назначение на высокие посты, просто не имеет никакого морального и интеллектуального права распоряжаться миллиардами (!) государственных средств, которые выделяются из бюджета на деятельность судебной ветви власти в стране.
А использует свои возможности Руслан Кирилюк, что называется, по-полной. Отменив любую совещательность в системе управление Государственной судебной администрации, Руслан Иванович сфокусировался на перестройку судебной системы, что называется, «под себя». Благо, главный механизм, деньги, выделяемые на функционирование третьей власти в стране, полностью подконтрольны ему лично. Как этим не попользоваться? Знающие люди утверждают, что в схеме давления на судебную систему г-н Кирилюк не чурается ничем, активно используя наработанные им еще в бытность адвокатом рейдерские технологии. Но это большая тема и, видимо, ее стоит затрагивать отдельно, уже в продолжении моего журналистского расследования…
В конце же хочу высказать одну мысль, мысль, которая преследовала меня на протяжении подготовки этого материала. Говорят, что вовремя предать – не предать, а предвидеть. Вся политическая биография Руслана Ивановича Кирилюка напоминает мне биографию завхоза на крупном предприятии. Который сможет ужиться с любым начальником. И зачастую новый начальник, попавший под обаяние завхоза с лексикой хорошего адвоката, просто забывает о даре предвиденья этого завхоза. И о том, что следующего своего начальника завхоз начнет обаять еще до подписания приказа об увольнении нынешнего. Может именно для этого будущего начальника и пытается подстроить судебную систему страны Руслан Кирилюк…
Николай Котляренко
Источник: http://noviny.su
Немає коментарів:
Дописати коментар