В среду, 12 октября, в Брянске около тысячи человек вопреки запрету властей надолго перекрыли Московский проспект. Возник стихийный митинг протеста. Собравшиеся ставили на разделительной полосе цветы и свечи и гневно общались с журналистами. Люди поминали погибшую 7 октября на этом месте трехлетнюю Соню Сивакову, мать которой, 29-летняя Анна, до сих пор в тяжелом состоянии находится в больнице. И требовали к ответу виновницу тяжкого ДТП – 20-летнюю Ирину Добржанскую, выпускницу городского кооперативного колледжа, сидевшую за рулем «Фольксвагген Пассата».
«Она скрывается!», «Ее отмазывают!» - уверены большинство участников митинга. «Я сам водитель, она могла бы зажмуриться и лучше въехать в другую машину», - горячился один из участников акции, отец ровесницы погибшей Сони.
«Почему здесь нет виновницы трагедии, нет ее родителей? Пусть бы они принесли извинения!» - под этим подписались бы почти все собравшиеся. Кстати, по окончании импровизированного митинга его зачинщики были задержаны брянскими правоохранителями. Остальных предупредили: если соберетесь еще раз, последствия будут серьезнее…
Люди уверены, что Ирина Добржанская - девушка «из непростых» и что ее будут стараться вывести из-под ответственности. «К отцу погибшей подкатывали с предложением 2 млн. рублей, - рассказывает один из координаторов независимого расследования Сергей Воропаев. - Деньги вроде как собирают ее друзья и знакомые. Сама Добржанская работала в отделении банка при МРЭО ГИБДД, теперь задним числом уволили. «Крышует» ее ухажер из ГИБДД, а у ухажера высокопоставленный папа. «Фольксвагген» «подогнал» он же».
Поверить этой версии весьма просто: действительно, машина довольно дорогая, ее владелице всего 20 лет, водительского стажа – примерно год, за который она четырежды получала протоколы о нарушениях ПДД. Такую информацию вытащили из «гаишных» баз брянские журналисты.
Добавить сюда то, что Добржанскую не заключили под стражу немедленно; то, что ее имя официальные источники до сих пор не обнародовали; наконец, вспомнить нередкие случаи, когда сбившие людей женщины остаются безнаказанными или почти безнаказанными из-за их близости к местным силовикам и чиновникам – и готова версия происшедшего, которой готов поверить любой россиянин. Тем более, что виновница ДТП в социальных сетях имела ник Kisochka…
Если же говорить только о фактах, то дело остается однозначным, но назвать хозяйку «Пассата» упырем, пожалуй, не получается. Итак, факты: сам момент ДТП зафиксирован на видеокамеру, установленную в проезжавшем в тот момент по улице маршрутном автобусе. На видео хорошо видна картина аварии. Вот молодая высокая женщина и маленькая девочка – Анна и Соня Сиваковы – спокойно переходят дорогу по пешеходному переходу. Дорога имеет по 3 полосы в каждую сторону, разделительный газон; из-за ремонта асфальтового покрытия верхний слой асфальта снят (вместе, разумеется, с «зеброй») – те, кто часто ездит по этой дороге, помнят о переходе, остальные должны ориентироваться по дорожному знаку.
Дойдя почти до разделительной полосы, женщина и девочка попадают под колеса быстро едущей автомашины – их протащило на капоте несколько метров, потом они, перекувырнувшись в воздухе, упали на дорогу. Машина остановилась в десятке метров от места падения сбитых пешеходов (позже выяснится, что дочка погибла на месте, а ее мама осталась в живых, хотя и потеряла сознание от сотрясения мозга). Далее из машины с телефоном в руке выскочила светловолосая девушка, которая бегом направилась к пострадавшим. На этом месте видеозапись кончается – маршрутный автобус проехал дальше.
Итак, можно зафиксировать: при несомненной вине Ирины Добржанской (пешеходы сбиты на переходе; вероятно, было и превышение скорости, в целом, это «детская» ошибка водителя, который не подумал, что из-за широкой «спины» автобуса могут выйти люди), она не скрылась с места аварии. Не было и характерного для «блатных» водителей хамства – напротив, реакция девушки как раз вполне характерна для обычного молодого водителя, ставшего виновником такого несчастья.
«Фольксваген», которым управляла Добржанская – машина добротная, но далеко не новая, ей около 10 лет. Номера – белорусские: обычная хитрость российского среднего класса, позволяющая не платить разорительные пошлины за относительно мощные автомобили. Это также не вполне вписывается в образ «классового врага», который по правилам драматургии уже «приклеился» к виновнице трагедии в народном сознании.
В социальной сети «ВКонтакте» Ирина еще недавно имела свою страничку (сейчас, по очевидным причинам, она ее удалила, но копия в Яндексе пока доступна). Из ее содержимого видно, что девушка Ирина достаточно бесхитростная – как по образованию, так и по образу мыслей. Ни она, ни ее сестры, странички которых в соцсетях работают по-прежнему, судя по всему, не относятся к «золотой молодежи». По брянским и калужским (Добржанские изначально жили в Калуге) меркам это обычный средний класс областного центра.
«Ирина моя однокласница. - пишет на городском форуме некто Юлия. - Вы ее не знаете, не нужно так жестоко судить? Мне искренне ее жаль. У нее нет отца, а мать воспитатель детского сада. С чего вы взяли, что у нее есть связи и кто-то из родственников прокурор. Это не правда. Она не отрицает своей вины. И будет наказана».
Есть ли у Ирины Добржанской на самом деле знакомства или родственные связи в прокуратурах Калужской или Брянской областей, «СП» установить не удалось.
Уголовное дело против Ирины возбуждено вечером 7 октября, то есть в день трагедии, рассказали в четверг в УМВД по Брянской области. «Следователи работали всю ночь и без выходных, - заявил заместитель начальника специализированного отдела следственного управления УМВД Владислав Пасканов. Были привлечены дополнительные силы для выполнения полного комплекса следственных действий. Действительно, за год водительского стажа подследственная четырежды привлекалась к административной ответственности за нарушения ПДД. Но соответствующие выводы не сделала»
Добавим, что меру пресечения по отношению к Ирине Добржанской должен определить суд, его заседание состоится в ближайшее время. Пока же виновница ДТП не заключена под стражу, а дала подписку о невыезде.
Что касается дорожной обстановки, то, хотя вина водителя бесспорна, этот участок Московского проспекта уже давно стал зоной повышенного риска. «За последних три года именно на этом пешеходном переходе произошло семь наездов на пешеходов, в результате которых пострадали девять человек и один погиб, - обнаружил активист Сергей Воропаев. - После этой трагедии Госавтоинспекция будет рассматривать вопрос об установке здесь светофора с кнопкой».
Благодаря видеорегистратору проходившего автобуса практически полная картина трагической аварии восстановлена. Здесь нет ни загадочных исчезновений свидетелей, ни «случайных» повреждений видеозаписей, как это не раз случалось в самых скандальных ДТП последнего времени. Официальная версия ГИБДД – «отвлеклась от управления автомобилем и совершила наезд» - вполне совпадает с тем, что видно на имеющихся в открытом доступе записях. Уголовное преследование ведется в штатном режиме. Чего же требуют, в таком случае, разгневанные брянцы, перекрывшие Московский проспект?
Первое, что приходило в голову и на язык участникам акции – это требование заключить Добржанскую под стражу, «чтобы не сбежала», и еще требование фактически публичного покаяния («пусть принесет извинения»). В общем-то, ни то, ни другое требование нельзя назвать законными – под стражу по делам о неосторожных убийствах заключают далеко не всегда, судьи довольно часто бывают в этих случаях гуманными. А извинения и покаяния вовсе никаким законом не регламентируются.
Второе – «призвать следствие добросовестно расследовать уголовное дело», благо все доказательства уже находятся в распоряжении следственной группы. Почему-то жители Брянска (и, если верить блогерам, члены пострадавшей семьи) предполагают, что Ирина может попытаться сбежать или уйти иным способом от ответственности. И что ее возможные знакомые из числа региональных чиновников в состоянии этому поспособствовать.
Третье - горожане просто собрались выразить гнев и неверие в добросовестность силовиков и чиновников. Эти настроения подогреты уже сложившемся в обществе стереотипом о ДТП с участием влиятельных лиц или тех, кого они опекают. Виновников «всегда отмазывают», уверены не только в Брянске. Только за последние два года таких громких, известных на всю страну аварий было около десятка.
Вспомним: на Ленинском проспекте Москвы лимузин, в салоне которого находился вице-президент «ЛУКОйла» Анатолий Барков, 25 февраля 2010 года столкнулся на встречной полосе с машиной, в которой ехали двое женщин-врачей, Ольга Александрина и Вера Сидельникова. Обе погибли, вина Баркова или его водителя не доказана из-за загадочного исчезновения видеозаписей.
Нечто похожее произошло в Иркутске 2 декабря 2009 года. В этот день сидевшая за рулем личного авто Анна Шавенкова, дочь председателя Иркутского областного избиркома, совершила наезд на пешеходов прямо на тротуаре. Одна женщина погибла, другая стала инвалидом. А госпожа Шавенкова получила тюремный срок с отсрочкой на 14 лет, до совершеннолетия ее ребенка.
Обсуждать эти аварии люди начали давно – и давно же ненавидят «привилегированных участников дорожного движения», которых могут «отмазать» там, где рядовой водитель точно сядет в тюрьму. И это симптом достаточно страшный для всей страны: доверие к властям и государству вообще упало до такой степени, что вполне мирные с виду люди любой более-менее гуманный жест властей воспринимают как попытку «отмазать своих».
Источник: http://svpressa.ru/
Немає коментарів:
Дописати коментар