КОММУНАЛЬНЫЕ ГРАБЕЖИ РОССИИ. Цены повышаются, качество жизни не меняется

Вот и нынче  мы стали свидетелями роста тарифов. Однако при ближайшем рассмотрении картина предстает следующая. Да, мы платим из одного кармана, но абсолютно разные суммы: поставщикам энергоресурсов – и своей управляющей компании. Из 3500 рублей за 60-метровую квартиру на обслуживание дома идет 500, а остальное сжирают отопление, горячая вода, электричество и прочее. Вот что нам выходит в копеечку, точнее – в тысячи!


Я попросил специалистов подсчитать темпы удорожания этих услуг в городе Омске, начиная с 1998 года. И вот что получилось. Горячая вода подорожала в 21 раз, отопление – в 19, сжиженный газ – в 13,91 раза, электроэнергия и холодная вода – почти в 12 раз. При этом стоимость содержания жилья выросла для собственников в четыре с небольшим раза.

Можно понять, почему на состоявшемся недавно форуме Омского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления представители управляющих компаний настаивали: давайте разделять понятия «жилищные» и «коммунальные» услуги.

Тему форума его организаторы определили так: «Влияние общественности на качество жизни: ЖКХ». Звучит демократично. Но на поверку выясняется, что наше влияние на ЖКХ очень однобоко и не столь уж значительно. Да, мы можем выбрать управляющую компанию, можем ее, неугодную, поменять. Больше того, мы как собственники жилья обязаны утвердить структуру и стоимость услуг УК. А вот к тарифам ресурсоснабжающих организаций нас близко не подпускают! Откуда, с какого потолка берутся их растущие как на дрожжах цены? Какова рентабельность этих предприятий? Нас, потребителей, призывают ставить счетчики в домах и квартирах, беречь тепло и электроэнергию. А берегут ли их сами поставщики?

Некоторые эксперты приводят шокирующие данные: до 50 (!) процентов тепловой энергии теряется в процессе ее доставки до наших квартир. То есть мы покрываем убытки монополистов-коммунальщиков, платим за их бесхозяйственность, трепетно заботимся об их благополучии и достойных (надо полагать) зарплатах.

Игорь Зуга, депутат Законодательного собрания, руководитель омского отделения Совета местного самоуправления и депутатской группы по вопросам ЖКХ (он-то как раз и вел форум) пообещал присутствующим, что следующее собрание общественности будет посвящено именно этим вопросам. В самом деле, почему за ее (общественности) спиной Региональная энергетическая комиссия утверждает тарифы на энергоресурсы?

Стоимость услуг управляющих компаний на содержание и технический ремонт жилья – тема особая. Действительно, цена должна определяться свободным договором между жильцами и УК. Но известно, что на практике тариф этот – общегородской. Он утверждается мэрией якобы для обслуживания муниципального жилья, а распространяется на все, в том числе находящиеся в нашей собственности квартиры.

От рыночных отношений ситуация куда как далека. Ведь при обосновании тарифа учитываются лишь формальные признаки дома: этажность, наличие лифта и мусоропровода и прочее. А затраты на содержание и текущий ремонт домов требуются абсолютно разные, они зависят от износа помещений и инженерных сетей. Перекрестное субсидирование при этом запрещено законом, да, пожалуй, было бы и несправедливо по отношению к жильцам отбирать деньги у нового дома, отдавая старому.

Представители управляющих компаний уверяют, что в ныне существующие цены не закладывается рентабельность. Что работают на наших домах они «по нулям», а выживают лишь за счет коммерческой деятельности. Тогда возникает вопрос: а почему так рвутся в этот невыгодный бизнес? Не потому ли, что многие стремятся взять в управление дома поновее и заведомо планируют, собрав деньги с жильцов, убежать с рынка.

Беда в том, что горожане все еще не осознали себя главными действующими лицами в новом сценарии управления своими домами. Справимся ли мы с этой ролью в недалеком будущем? Вот, между прочим, что оно сулит.

Поскольку управляющие компании – форма временная, на смену ей неизбежно придут товарищества собственников жилья. В перспективе мы будем нанимать специалистов для обслуживания дома либо делать это своими силами. Управляющие компании-однодневки, грабящие нас под шумок неразберихи и нашей неграмотности, с рынка исчезнут. И это плюс. Но не будет и общегородских тарифов, создающих иллюзию социального равенства. Придется платить эксплуатационникам по полной программе. И рентабельность они, как положено, в свои расценки заложат. Остается надежда на то, что коммунальщики умерят свои аппетиты под давлением общественности, на которую они пока никак не реагируют. Робкая, честно говоря, надежда.

Депутат горсовета Вячеслав Двораковский говорит:

– Группа депутатов обращалась с предложением выделять из городского бюджета ежегодно один миллиард рублей, примерно 10 процентов на капитальный ремонт жилого фонда в Омске. По 185-му закону федеральные средства даются на условиях софинансирования. То есть чем больше выделяет город, тем больше получает из центра. Но не нашли у администрации понимания. Что в итоге? Более 60 процентов многоквартирных домов в Омске нуждаются в капремонте. А провести его удалось лишь в каждой десятой части фонда.

В этом году, увы, – и вовсе только в одиннадцати домах. Сам мэр честно называл цифру в 25 миллиардов – это те деньги, которые требуются, чтобы привести в порядок запущенное жилье. На все ответ у главы города один: нет средств. Однако на содержание аппарата городских чиновников они без труда находятся – миллиард заложен на 2011 год! Вот оттуда бы и отрезать половину. Смею заверить, город от этого бы только выиграл.

Бурное одобрение участников форума вызвал последний тезис. Были на той встрече старшие по домам, работники КТОСов, рядовые (назовем их так) омичи. А вот омичи нерядовые, при званиях, форум проигнорировали. Никого из чиновников городской администрации в зале не оказалось.

Источник: tribuna

Комментарии