Святой бизнес запорожских церквей


 Борьба за прихожан в запорожских храмах постепенно превращается в конкуренцию бизнес­проектов. В ход идут политические интриги и даже раздувание религиозной вражды 
 Межконфессионная вражда в Украине началась с тех пор, как в 1992 году единая Украинская Православная церковь раскололась на два патриархата – Московский и Киевский. При этом именно Московский Патриархат, де-факто подчиненный Русской Православной Церкви, считается законным (каноническим), а Киевский Патриархат (независимый) пока не признан ни одной из церквей. Борьба за приходы, паству и, конечно, деньги от пожертвований продолжается уже почти двадцать лет. В ход идет даже черный пиар и нечестная конкуренция

Не покрестились, а поигрались в песочнице
Полтора года назад журналист «Субботы плюс» крестил своего ребенка в храме Андрея Первозванного в Шевченковском районе Запорожья. Храм, как известно, принадлежит Московскому Патриархату. Обратившись к священнослужителям на украинском языке, он услышал в ответ: «Мы не понимаем ваш «собачий» язык». А когда служители храма узнали о том, что отец ребенка крещен в церкви Киевского Патриархата, потребовали срочно «перекреститься».
На прошлой неделе мы провели еще один эксперимент: пришли в Свято-Никольский храм Московского Патриархата в Осипенковском районе с просьбой обвенчать нас и покрестить ребенка. Конечно же, мы сказали, что крещены в Киевском Патриархате.
«Нет, пока не перекреститесь, венчать не будем, – ответила девушка, сидящая за прилавком со свечами. – Считайте, что вы не покрестились, а в песочке поигрались. Это не церковь, а частное предприятие для зарабатывания денег. Перекрещиваться необходимо, расценки висят на двери».
Передать чувства, которые рождались внутри, когда нас фактически обозвали нехристями, трудно – злость, разочарование и обида. Почему мы – обычные горожане – должны страдать от междоусобных разборок конфессий? И не одни мы – Московский Патриархат считает нехристями всех детей, крещенных в УПЦ КП за годы независимости. А это – около восьми миллионов украинцев.
В храмах Киевского Патриархата, кстати, перекрещиваться не требуют…

Купил свечу не в храме – украл у церкви деньги
По украинскому законодательству, церковь регистрируется как неприбыльная организация со всеми необходимыми атрибутами – круглой печатью, счетом в банке и бухгалтерией. Разница лишь в том, что церковь не платит налогов в государственную казну.
«У нас нет понятия цены – все то, что мы продаем, называется пожертвованиями», – говорит протоиерей Свято-Покровского храма Александр Овчаренко. По официальной позиции церкви, покупая свечу или иконку, мы жертвуем деньги храму. Пожертвованием считается также плата священнику за проведение служб и обрядов – крестин, венчания, отпевания. Ведь, официально церковь не может устанавливать обязательные тарифы на эти услуги, а довольствуется тем, что люди сами решат дать. И если человеку заплатить нечем – священник должен провести обряд бесплатно.
На практике доходит до курьезов и перегибов. «Свечи, купленные не в нашем храме, не являются жертвой, угодной Богу», – такое объявление мы неоднократно видели в соборах. «Если ты купил свечу не в храме, а у торговки на улице – ты украл у церкви деньги», – еще более радикально высказывается известный российский дьякон Андрей Кураев. Да и найти сейчас священника, который бесплатно отпоет усопшего, крайне проблематично – священнослужители зачастую требуют оплату наличными.
Заработок церкви бывает нескольких видов: кружка для пожертвований, плата за обряды, а также выручка от продажи церковных атрибутов. Считается, что эти оплаты делаются добровольно. Но для того, чтобы не было путаницы – сколько же нужно заплатить священнику – в практику давно вошло вывешивание прейскурантов с тарифами.
У служителей церкви нет зарплаты – их обеспечение остается на усмотрение отца-настоятеля. Обычно при каждом храме есть мальчики-послушники, которые работают на подсобных работах добровольно и бесплатно. Но звонарям, певчим хора и дьякам отец-настоятель деньги платит. Сколько – опять же, на его личное усмотрение.

Борьба за души
С городскими церквями все понятно – у них больше прихожан, они первыми получают деньги от спонсоров. Совсем другая ситуация в селах, где и людей меньше, и деньги достать сложнее.
Храм Архистратига Михаила в селе Долинском Запорожского района построили в 2007 году – до этого приходской священник отец Василий правил службы в здании местного магазина. Церковь принадлежит Киевскому Патриархату – так в свое время решила сельская громада, так как их священники служат на украинском языке.
По словам отца Василия, церковь была возведена исключительно на деньги меценатов. Приход у храма небольшой, и для его увеличения священник привлекает людей из окрестных сел. Но все не так просто – в соседней Марьевке тоже есть церковь, которая принадлежит Московскому Патриархату. Храм Преподобного Мученика Андрея Критского – самый старый в области, осенью 2010 года ему исполнилось 120 лет.
Внутри Марьевская церковь выглядит богато, да и дух старины чувствуется – расписные стены, потолки, позолота. Основная часть прихожан храма – городские жители. Местные, по словам отца-настоятеля Сергия, ходить ленятся. «Раньше прихожан было намного больше. Сейчас церкви тяжелее выживать», – говорит святой отец.
По его словам, конкуренции между храмами не существует. Хотя в свое время отец Сергий пытался открыть приход в селе Долинском, но получил отказ – место уже было занято Киевским Патриархатом.

Скромно ездят на джипах
Центральные городские церкви крайне редко поддерживают храмы в селе. Фактически, постройка и развитие сельской церкви – это бизнес-проект «с нуля». Инвесторами здесь выступает громада и отдельные богатые меценаты, а менеджерами – сами приходские священники.
Между священниками существует негласная конкуренция: те, кто на хорошем счету у «начальства», получают храмы в «рентабельных» местах. Туго живется только на первых порах, пока приход еще новый и не развился.
«А на что существовали лично Вы, пока церковь не была построена?» – задаем прямой вопрос священнику Долинского храма. «Всем необходимым меня обеспечивала громада, – говорит отец Василий. Многие люди несут в церковь то, что вырастили на огородах. В городе такая практика почти не сохранилась», – рассказывает священник.
При входе в храм Андрея Критского стоит припаркованный черный джип «Honda», на котором ездит отец Сергий. «У меня есть фермерское хозяйство – меня на это благословил сам Патриарх. Мы ведь имеем право на частное предпринимательство», – говорит священник. И таких примеров много! Например, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука ездит на огромном джипе «Toyota».

Добродетель – лучшая реклама
Из-за того, что количество прихожан с годами уменьшается, церковь вынуждена проводить рекламные акции. Как любому бизнес-проекту, церквям нужны способы привлечения людей в приход. И здесь вступают в дело завлекательные «фишки».
Кафедральный Свято-Покровский собор возле улицы Анголенко, построенный еще в XIX веке, после революции был уничтожен. Все время его восстановления церковные иерархи и политики твердят о возрождении святыни, делая себе на этом неплохую рекламу. После взрыва церкви на Малом рынке новый храм построили целиком из дерева. Это и дешевле, и привлекательнее – ведь других деревянных храмов в Запорожье нет.
На истории церкви играет и отец Сергий из Марьевки – его храм имеет статус самого старого в Запорожской области. «Сейчас модно венчаться в старых церквях», – говорит отец Сергий.
Иногда священники завлекают прихожан эпатажем. Уже стал классическим пример российского дьяка Андрея Кураева, который во время проповедей ругается матом. Но самой завлекательной «фишкой», как и в старые времена, остается истинная добродетель и бескорыстие, уверен отец Василий из храма Архистратига Михаила. «Добродетель – это лучшая реклама», – говорит он.
В качестве завлечения используется и перемещение реликвий – древних икон или святых мощей. В средние века на этом наживались мошенники. По словам историков, каждый захудалый храм имел гвоздь, которым якобы распинали Иисуса. Благодаря таким реликвиям собирали огромные пожертвования. Сейчас же привезенная в город икона из Киева или Москвы приводит в храм толпы паломников.

Заметит ли Лука лукавство?
В селе Ивангород Запорожского района храм Владимирской иконы Божьей Матери был построен на деньги частных лиц, и передан Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Тогдашний Владыка Василий благословил новый приход и прислал туда священника – протоиерея Саливона. Вместе с храмом церковь получила от местных властей и земельные наделы для ведения хозяйства.
По утверждению жителей села, всей землей сейчас распоряжается бизнесмен Руслан С. – сын известного запорожского промышленника, связанного с финансовой группой «Индустриалбанка». «Он на свое усмотрение сдает землю в аренду и забирает себе всю прибыль, тогда как церкви ничего не остается. Батюшка там ничего не решает и только правит службу», – говорят в селе.
Жители Ивангорода писали жалобу Владыке Иосифу – но по иронии судьбы через пару недель после этого, Иосифа сняли и перевели в другую епархию. Сейчас подобное обращение готовят для архиепископа Луки – жители надеются обратить его внимание на этот бизнес под прикрытием церкви.

Люди чувствуют искренность
В католическом соборе мы не нашли прейскурантов с ценами на услуги священника. На витрине небольшого прилавка выставлен всего один вид свечей. Нет напыщенных золотых орнаментов: иконы, лавочки для песнопений и алтарь, внутри купола – изображение звездного неба. Нас встретил епископ Ян Собило. Первым делом мы спросили у отца Яна, перекрещивает ли католическая церковь после православной.
«Вы что? Крещение – это дар Божий, который дается раз в жизни. Если человек был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, его нельзя перекрещивать. Этот обряд выдумали «грамотные» батюшки в политических целях», – ответил священник с польским акцентом.
В вопросах ценовой политики католическая церковь придерживается такой же позиции, как православная: официальных тарифов на церковные обряды в храме нет. Действительно, прейскуранты с ценами не висят на стенах. «Как за Дар Божий можно брать деньги? Если человек захочет отблагодарить церковь, он сделает пожертвование. Поверьте, люди чувствуют, когда ты искренне к ним относишься, и благодарны за это».
Кстати, ездит отец Ян на «Volkswagen Golf», который ему достался по наследству от предыдущего епископа. Перед этим священник ездил на «Жигулях» и «Москвиче».
Тимофей Макаров
Наталья Смаглюк.
Фото Тараса МАКАРЕНКО

P.S.
Современная запорожская церковь настолько погрязла в политических дрязгах, что, кажется, совершенно забыла об обычных людях. Перекрещивания, демонстративно вывешенные прейскуранты, дорогие машины и вручение церковных орденов политикам у горожан давно не ассоциируются с христианской верой. Поведение самих священнослужителей порой выходит за все рамки приличия.
Например, один из бывших настоятелей церкви в селе Юрковка Ореховского района Запорожской области отец Виталий регулярно напивался, брал топор и приезжал на дискотеку устраивать разборки с местной молодежью, которая, по его мнению, вела непристойный образ жизни.В том, что прихожане видят в церкви не храм Божий, а банальный бизнес-проект, виноваты сами священнослужители. И пока ситуация не изменится, Иисус будет товарным знаком, а не Спасителем.

Одежда для сирот
Несколько месяцев назад Одесская таможня арестовала партию секонд-хенда. В ящиках вместо подержанной одежды оказались брендовые туфли, духи и платья от ведущих европейских производителей. Партия адресовалась одной из протестантских общин города Киева – как гуманитарная помощь. Как известно, такие товары не облагаются налогом. Контрабанду ожидали в бутиках по всей стране – адреса магазинов были написаны прямо на коробках.
Источник: subbota




Комментарии