Указом Президента РФ № 881 от 26 июля 2005 года должностные оклады судей в РФ увеличены в 1,8 раза. Так, в силу статьи 12 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.
Коль скоро все судьи обладают единым статусом, то и материальное содержание у всех должно быть одинаково и может различаться лишь в зависимости от полномочий и компетенции судьи, а именно от занимаемой должности и уровня судебной инстанции.
В связи с этим хочется обратить внимание, что еще действуют нормативные акты, которые увеличивают заработную плату судьи в зависимости от работы в той или иной местности. Так, например, в районах Крайнего Севера в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 30.06.1962; от 23.07.1981, от 26.01.1983,от 26.03.1984; от 29.03.1988), к заработной плате рабочих и служащих начисляются надбавки в размере до 80%, к тому же заработная плата увеличивается на районный коэффициент, предусмотренный иными нормативными актами в размере 40% заработной платы; таким образом, заработная плата судьи увеличивается в 2,2 раза, составляя, к примеру, у судьи районного суда более 60 000 рублей. Для сравнения, средняя заработная плата судей районных судов Центрального региона, в частности Московской области, чуть более 20 000 рублей.
Такие надбавки и районные коэффициенты к заработной плате, в том числе судей, установлены различными нормативными актами СССР в Сибири, на Дальнем Востоке, и в других местностях. Указанные надбавки предусмотрены, например, Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 6 апреля 1972 № 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР"; Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего востока, Бурятской АССР и Читинской области"; Постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" и т.д.
Без сомнения, такие надбавки были необходимы в период существования СССР, когда уровень жизни и товаро-денежные отношения были иными.
Необходимы они и в настоящее время, но только малообеспеченным слоям населения, а так же мало оплачиваемым категориям бюджетников: врачам, учителям и иным категориям. Судьи же и так достаточно защищены материально.
Статус судьи в Российской Федерации определяется в Конституции Российской Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (статьи 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации).
В развитие указанных конституционных норм Закон "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, кроме соответствующего материального содержания, отвечающего высокому статусу судьи, иные права и льготы: увеличенный отпуск, право на получение пожизненного содержания, бесплатное медицинское обеспечение, в том числе лекарственными препаратами, бесплатное санаторно-курортное лечение, компенсации стоимости проезда в отпуск и иные льготы.
Кроме того, начисляя указанные надбавки к заработной плате судей, не учитываются реалии сегодняшнего дня, уровень жизни различных регионов, состояние экономики, количество населения, прожиточный минимум, нагрузка на судей, специфика и категории рассматриваемых дел. От указанных факторов и должна находиться в прямой зависимости зарплата судьи.
Так, в экономически развитых и густонаселенных районах Центрального региона естественно возрастает нагрузка на судей, увеличивается стоимость жизни. Например, в Московской области по данным Госкомстата численность населения составляет на 01.01.2005 года - 6 629,7 тыс. человек, стоимость минимального набора продуктов питания 1430,9 рублей, индекс потребительских цен за 1 полугодие 2005 г. составил 109,3 (Где в России жить хорошо.// Российская газета, №198 (3867) 7 сентября 2005 года, С.10-11).
Для сравнения, в Мурманской области, где заработная плата судьи в 2,2 раза выше, стоимость минимального набора продуктов питания не намного превышает указанный показатель для Московской области и составляет 1715,5 рублей, а индекс потребительских цен за 1 полугодие составил 109,7, численность населения составляет 872,8 тыс. человек.
В Красноярском крае, где также предусмотрены надбавки к заработной плате, стоимость минимального набора продуктов питания 1511,6 рублей, индекс потребительских цен за 1 полугодие 2005 г. составил 105,9, численность населения составляет на 01.01.2005 года - 2925,4 тыс. человек.
Принимая во внимание низкую плотность населения районов Крайнего Севера, можно сделать вывод, что нагрузка на судей там ниже, чем в Центральном регионе, так как нагрузка на судей по рассмотрению гражданских (в том числе из экономических правоотношений), уголовных и административных дел напрямую зависит от численности населения и развития экономики региона.
Кроме того, от указанных критериев зависит и сложность дел. При этом получается, что при большей нагрузке судьи получают меньшую оплату. Более того, в погоне за большими деньгами в некоторых местностях длительное время не объявляется конкурс на замещение вакантных должностей, не заполняются вакансии судей.
Так, в Оленегорском городском суде Мурманской области длительное время имеются вакансии двух федеральных судей, а средства, выделенные на их зарплату, распределяются между работающими судьями в виде премий из экономии фонда оплаты труда, увеличивая и без того необоснованные доходы судей тех регионов, в которых установлены процентные надбавки и районные коэффициенты.
Есть уверенность, что Федеральным законом "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих Судебного Департамента при Верховном Суде РФ и его органов в субъектах РФ", концепция которого одобрена Постановлением Президиума Совета Судей РФ № 72 от 08 февраля 2005 г. будет установлено, что работа судьи с превышением нормы нагрузки должна существенно влиять на увеличение оплаты его труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что не все судьи находятся в равных условиях, в том числе их материальное содержание существенно различается.
И все же, не умаляя права судей на получение доплат к зарплате в виде надбавок и районных коэффициентов в местностях, где такие надбавки и коэффициенты установлены, предлагаю Федеральным Законом ввести региональные коэффициенты (надбавки) к заработной плате судей тех регионов, где такие коэффициенты не предусмотрены; и именно там, где очень высока стоимость жизни, а так же огромна нагрузка на судей, при этом следует учитывать категорию и специфику рассматриваемых судебных дел. И такое положение вещей, по моему мнению, будет соответствовать принципу единства статуса судей.
Немає коментарів:
Дописати коментар