Тариэл Васадзе: автолобби – перезагрузка.


Недавно появилась возможность заключить, что у вице-премьер министра Украины Андрея Клюева имеются поистине «наполеоновские» планы развития отдельных производственных отраслей. Например, высокопоставленный чиновник заявил о том, что считает возможным развитие вертолетостроения в Украине. И это на основании того, что в нашей стране всего-то налажено производство вертолетных двигателей…
Дальше больше. Клюев поднял болезненную для украинских автоимпортеров тему – пообещал принять меры для поддержки украинской автомобилестроительной отрасли.
Как известно, в период работы на посту президента Виктора Ющенко, а премьер-министра - Юлии Тимошенко, в Украине была проделана поистине масштабная работа по обеспечению льготами производителей отечественного автопрома. Чего стоит одиозная 13%-ная пошлина на импортируемые в нашу страну автомобили иностранного производства.
Год назад представители иностранных автопроизводителей оказались в патовой ситуации, оказавшись вынужденными продавать украинцам продукцию по запредельно завышенной цене в том время, как украинская автосборка могла позволить себе торговать иномарками дешевле, поскольку закупаемые ими автокомплекты по закону пошлиной не облагались. Для несведущих поясним – АвтоЗАЗ (УкрАвто) и Луцкий автозавод (Богдан) собирают свой иностранный товар путем крупно- и мелко-узловой сборки, и, соответственно, ввозят автомобили из-за рубежа в разобранном виде.
Фактически, автомобиль без колес, бамперов и со снятым двигателем уже не считается полноценным импортным товаром, а идентифицируется на таможне, как «автокомплект». Хитро и выгодно – для авторов такой стратегии, зло и сердито – для украинских покупателей. С последним тезисом вряд ли не согласиться хотя бы кто-то из украинских автовладельцев.
Самое печальное в вышеописанной ситуации - владельцы украинских автомобильных корпораций позиционируют себя «автопроизводителями» при подобной специфике своего производства. А ведь даже не будучи специалистом в сфере автомобилестроения можно заключить, что ничего общего такой «лего-конструктор» с полноценным производственным циклом автомобильной продукции не имеет. Единственным авто исконно украинского производства является разве что детище АвтоЗАЗа – «Славута», да «Дэу Ланос», с чем мы друг друга и можем поздравить… Так вот, логично было бы поинтересоваться у господина Клюева – не производство ли «Славут» и «Ланосов» он так патриотически нынче пытается поддержать?
Если проанализировать ситуацию с лоббированием интересов владельцев отечественных автомобильных корпораций во властных кабинетах, можно заподозрить, что именно «АвтоЗАЗа», а если быть точнее - «УкрАвто» - и будет касаться отцовская забота Клюева. Корпорация народного депутата от БЮТ Тариэла Васадзе с момента обретения контроля над Запорожским автозаводом была обеспечена рядом бессрочных льгот, которые заметно облегчают рыночные позиции детища Тариэла Шакровича до сих пор. Не без его «участия» происходило и принятие Кабмином 13%-ной надбавки на ввозную пошлину на импорт автомобильной техники в Украину. Таким образом, мало того, что автокомплекты предприимчивый грузин ввозил по дешевке, так еще и деморализовал своих конкурентов, организовав для них неконкурентную среду на украинском авторынке.
Напомним, 12 мая правительство отменило постановление №230 от 18 марта 2009 года о введении временной надбавки 13% к действующей ставке ввозной пошлины на холодильники и автомобили. Это значит, что в мае месяце автомобильный бизнес Васадзе утратил свое временное преимущество перед автоимпортерами, и для него снова возымело смысл искать поддержку во властных верхах.
И если в период премьерства партийного вождя Тариэла Шакровича покровительство на уровне власти гарантировалось фактически «по определению», поскольку уважаемый грузин является одним из «спонсоров» Блока Юлии Тимошенко, теперь ему явно приходится проявлять всю свою дипломатичность для того, чтобы найти общий язык с «региональной» властью.
Свидетельством того, что Тариэл Васадзе таки нашел точки соприкосновения с новой властью является то то, что Андрей Клюев аргументировал свое желание помочь автопроизводителям Украины падением объемов производства именно АвтоЗАЗа. Да, статистика удручающа – в прошлом году падение производства предприятия составило 77%.
Но, опять таки, панически кричать о том, что это трагедия и надо что-то делать для того, чтобы спасать предприятие нет смысла. В контексте падения спроса на автомобильную продукцию в Украине, наблюдавшееся как в период разгара кризиса, так и сейчас – в период посткризисной адаптации экономики - снижение производства воспринимается логическим следствием негативных процессов.
Украинцы в условиях снижения уровня доходов и роста инфляции не в состоянии делать дорогостоящие приобретения, а пока будет так, АвтоЗАЗу не будет смысла выпускать большие партии продукции, которая будет гнить на складах. Если же в данном контексте проанализировать ту переменчивость, которая наблюдалась в производстве завода Васадзе в последнее время, можно сделать вывод о том, что показатели падали только потому, что производитель сознательно регулировал объемы производства, в соответствии с запросами потребителей. Избыток невостребованной продукции был просто невыгоден АвтоЗАЗу.
Принимая во внимание тот факт, что с финансовой точки зрения дела владеющей АвтоЗАЗом корпорации Тариэла Васадзе идут не так уж плохо, можно только лишний раз заключить, что стремления Клюева поддерживать автопром сомнительны и необоснованны. Например, в 2009 году «УкрАвто» получила прибыль в размере 5,25 млн. грн. Вообще, следует признать, что данная компания особо никогда и не бедствовала – в «плюсах» корпорация Васадзе была и в 2008 и в 2007 году. Вот и не думай после этого, что интересы предприимчивого грузина снова начинают лоббироваться и в обновленных властных кругах.
Желающим оспорить такую мысль предлагаем задуматься над тем, с какой в противном случае, кстати, вице-премьер-министру провоцировать экономически необоснованное перепроизводство на заводе в Запорожье? Да и на остальных автозаводах Украины так же. Неразумно и бесперспективно, неправда ли, при нынешнем то уровне доходов населения? Это значит, что предполагается очередная операция по установлению неконкурентных условий работы отечественных и иностранных автоторговцев на рынке. Перед Тариэлем Шакровичем следует снять шляпу – даже не пришлось пятнать репутацию официальным вступлением во вражескую БЮТ коалицию.
ДОСЬЕ.
Родился 15 октября 1947 года в Грузии (с. Супса, Ланчхутский район).
Трудовую карьеру начинал слесарем по ремонту автомобилей в колхозе «Хидмагала».
В 1971 году окончил Киевский автомобильно-дорожный институт. По образованию – инженер-механик. 
Посла вуза работал инженером, старшим мастером, начальником цеха, директором станции технического обслуживания, заместителем генерального объединения «Киевавтотехобслуживание».
В 1983 году возглавил управление «Автотехобслуживание», предприятия которого в последствии вошли в «УкрАВТО».
Десять лет был президентом ОАО «Украинская автомобильная корпорация».
Был советником премьер-министра на общественных началах.
На парламентских выборах 2002 года получил депутатский мандат по списку «За единую Украину!» (№ 28).
Был членом групп и фракций: «Единая Украина», ППУ и «Трудовая Украина», «Воля народа».
В декабре 2005 года Тариэл Васадзе перешел из фракции Партии промышленников и предпринимателей в БЮТ.
На парламентских выборах 2006 года получил депутатский мандат по списку БЮТ (№41). По словам Михаила Бродского, Тариэл Шакрович был одним из финансистов кампании и куратором Запорожской области, в которой БЮТ, кстати, получил неплохую поддержку. И не удивительно: ведь там Васадзе контролирует ОАО «АвтоЗАЗ».
В декабре 2006 года Тариэл Шакрович едва не лишился членства во фракции Блока Юлии Тимошенко. Причина – голосование за отставку министра внутренних дел Юрия Луценко.
В 2006 году в «Топ-100» самых влиятельных людей Украины, которых ежегодно определяет журнал «Корреспондент», Тариэл Васадзе занял 52-ю позицию.
На досрочных парламентских выборах 2007 года избран в Верховную Раду по списку БЮТ (№40).
В 2007 году в рейтинге журнала «Фокус» «200 самых влиятельных украинцев» занял 92-е место.
В 2008 году в «Топ-100» самых влиятельных людей Украины, которых ежегодно определяет журнал «Корреспондент», Васадзе занял 32-ю позицию.
Благотворительность 
В 2008 году Тариэл Васадзе начал финансировать Благотворительный фонд Арсения Яценюка «Open Ukraine».
Империя бизнеса
По данным интернет-издания proUA, Тариэл Васадзе имеет отношение к следующим структурам:
ОАО «Корпорация УкрАВТО»;
ООО «Квадрат-Европейская площадь»;
ООО «Квадрат-Шулявка»;
ООО «Квадрат-Бессарабский квартал»;
АКБ «Брокбизнесбанк»;
ЗАО «Страховая компания Generali Garant Страхование»;
ЗАО «Страховая компания Generali Garant Жизни»;
ОАО «АТП «Атлант»;
ОАО «Луганск-АВТО»;
ОАО «Донецк-АВТО»;
Павлоградская СТО-9;
Никопольская СТО АО «ДАС»;
АО «ДАС»;
ОАО «Кривой Рог-АВТО»;
Ялтинская СТО;
ОАО «Керчь-АВТО»;
ОАО «Таврия-АВТО»;
ОАО «Херсон-АВТО»;
ДП-2 АО «АВТО»;
ОАО «Харьков-АВТО»;
ЗАО «Автоцентр на Кольцевой»;
ОАО «Днепропетровск-АВТО»;
ЗАО «Автоцентр на Столичном»;
ОАО «Закарпатье-АВТО»;
ООО «Объединенные транспортные технологии»;
ЗАО «Запорожье-АВТО»;
ОАО «Автоальянс-ХХІ век»;
ОАО «Сумы-АВТО»;
ДАСП «Кременчуг-автосервис»;
ОАО «Полтава-АВТО»;
ОАО «Кировоград-АВТО»;
СП АД «Одесса»;
ОАО «Винниччина-АВТО»;
ОАО «Лыбидь-АВТО»;
ОАО «Петровка-АВТО»;
ОАО «Универсал-АВТО»;
ОАО «Экспресс-АВТО»;
ОАО «Киев-АВТО»;
СП «Ниссан-Украина»;
СП «Автосаммит»;
СП «Автомобильный дом «Украина»;
Киевский головной центр «УкрАВТО»;
Торгово-диагностический центр «АВТО»;
ОАО «Бровары-АВТО»;
ОАО «Житомир-АВТО»;
ОАО «Хмельнитчина-АВТО»;
ОАО «Буковина-АВТО»;
ОАО «Ровно-АВТО»;
ОАО «Волынь-АВТО»;
ОАО «Тернополь-АВТО»;
ОАО «Ивано-Франковск-АВТО»;
ОАО «Львов-АВТО»;
ОАО «Закарпатье-Автосервис»;
ОАО «Чернигов-АВТО»;
ОАО «Черкассы-АВТО»;
ОАО «АвтоЗАЗ»;
ЗАО СК «Европейское туристическое страхование»;
ООО «Гарант-Ассистанс»;
Корпорация «Страховая группа «Гарант»;
АКБ «Гарант»;
ОАО «Фастов-АВТО»;
Ресторан «Первак»;
Варшавская автомобильная фабрика Fabryka Samochodow Osobowych.
В декабре 2006 года председатель правления «УкрАВТО» Александр Козис заявил, что компания начинает процесс слияния с корпорацией «Богдан», подконтрольной Петру Порошенко. Цель – совместное строительство автосборочного завода в Нижнем Новгороде. Общая сумма инвестиций в проект составит $770 млн. Строительство планируется завершить в 2009 году. 
В январе 2008 года представители корпорации «УкрАВТО» заявили о намерении построить в Запорожской области завод производству автомобилей. Среди возможных партнеров называют General Motors.
В ООО «Квадрат-Европейская площадь» среди партнеров Тариэла Васадзе  – Лев Парцхаладзе и Андрей Миргородский.

Комментарии