Следователь прекратил расследование убийства Николая Второго и его семьи

Дело о расстреле последнего российского императора и его приближенных закрыто в шестой раз. Следователи утверждают, что останки царской семьи опознаны, Романовы и даже их слуги реабилитированы. Но сроки давности привлечения к ответственности давно истекли, да и самих подозреваемых нет в живых. Однако царская семья утверждает, что и сейчас точка в деле не поставлена.


Главным следственным управлением Следственного комитета (СК) завершено расследование уголовного дела «О гибели представителей Российского императорского дома и лиц из их окружения на Урале и в Петрограде в 1918–1919 годах», сообщается в понедельник на сайте ведомства.

«Согласно категорическому заключению российских и зарубежных экспертов и другим материалам следствия, останки людей, обнаруженные в первом захоронении, принадлежат российскому императору Николаю II Романову, императрице Александре Федоровне Романовой, их дочерям великим княжнам Ольге, Татьяне и Анастасии (Романовым), а также лицам из их окружения: комнатной девушке Демидовой А. С., лейб-медику Боткину Е. С., камердинеру Труппу А. Е. и повару Харитонову И. М., расстрелянным в ночь с 16-го на 17 августа 1918 года в доме Ипатьева в городе Екатеринбурге. Останки из второго захоронения принадлежат цесаревичу Алексею Николаевичу Романову и великой княжне Марии Николаевне Романовой», – приводят следователи выдержки из заключения.

«1 октября 2008 года президиумом Верховного суда Российской Федерации вынесено постановление о реабилитации Романова Н. А., Романовой А. Ф., Романовой О. Н., Романовой Т. Н., Романовой М. Н., Романовой А. Н. и Романова А. Н., расстрелянных в ночь с 16-го на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в котором указано, что «Романов Н. А. и члены его семьи содержались под стражей и были расстреляны от имени государства». «Применение такой репрессивной меры было обусловлено тем, что бывший российский император, его супруга и дети – члены Российского императорского дома, с точки зрения органов государственной власти РСФСР, по классовым, социальным и религиозным признакам представляли опасность для советского государства и политического строя», – отмечают в СК.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, дело об убийстве царской семьи, возбужденное в 1993 году, несколько раз закрывалось и открывалось вновь. Так, в августе 2007 года археологи обнаружили под Екатеринбургом человеческие кости, которые могли принадлежать царевичу Алексею и великой княжне Марии. В связи с этими находками прокуратура возобновила следствие по уголовному делу. Но весомые аргументы по делу получены не были, оно было закрыто. Официальная версия следствия сводилась к тому, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности лиц давно истекли. К тому же привлекать некого – людей, которые совершили это преступление, давно нет в живых. Постановление подписал следователь по особым делам тогдашнего СКП Владимир Соловьев.

Но, как указывает Следственный комитет, тогда царская семья подала апелляцию. «В связи с рассмотрением заявления Романовой М. В. о признании недействительным постановления по уголовному делу в связи с несоответствием выводов следствия ранее вынесенному постановлению президиума Верховного суда Российской Федерации от 1 октября 2008 года, 26 августа 2010 года судья Басманного районного суда города Москвы постановил в соответствии со ст. 90 УПК РФ признать постановление следователя от 15 января 2009 года о прекращении уголовного дела необоснованным и обязать устранить допущенные нарушения».

25 ноября 2010 года постановление следствия о прекращении данного уголовного дела было отменено заместителем председателя Следственного комитета. Но 14 января 2011 года, когда постановление было приведено в соответствие с судебным решением, уголовное дело снова было прекращено.

Между тем адвокат Герман Лукьянов, глава юридической службы Дома Романовых, и сейчас полагает, что точку в деле ставить рано: «Обязательно надо ознакомиться с постановлением. После этого великая княгиня Мария Владимировна сделает вывод о том, законно ли проводилось расследование, насколько полно, всесторонне и объективно исследовались все обстоятельства», – приводит его слова «Интерфакс».

Лукьянов напомнил, что расследование уголовного дела об убийстве царской семьи прекращалось и возобновлялось пять раз. «Сам этот факт говорит, что не все сделано до конца», – подытожил юрист.

В то же время, как отметил директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов, «то, что Следственный комитет после стольких лет признал, что по решению президиума Верховного суда члены царской семьи являются жертвами политических репрессий, – это уже большая правовая победа Императорского дома».

Члены семьи последнего российского императора и лица из его ближайшего окружения – всего 11 человек – были расстреляны по решению президиума Уралсовета в ночь на 17 июля 1918 года. В июле 1991 года на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга было вскрыто захоронение, в котором находились останки девяти человек. В захоронении находились останки членов царской семьи: Николая II, его 46-летней супруги Александры Федоровны, дочерей – 22-летней Ольги, 21-летней Татьяны, 17-летней Анастасии, а также лиц из их окружения – 53-летнего Евгения Боткина, 40-летней Анны Демидовой, 62-летнего Алоизия Труппа и 48-летнего Ивана Харитонова. Однако в захоронении отсутствовали останки цесаревича Алексея Николаевича Романова и великой княжны Марии Николаевны Романовой.

Ведший дело следователь Владимир Соловьев в июне прошлого года заверял, что председатель советского правительства Владимир Ленин и председатель ВЦИК Яков Свердлов не принимали решения о расстреле семьи последнего российского императора. «Мы не имеем ни одного документа, который свидетельствует о том, что было принято официальное решение о расстреле царской семьи, – отмечал он в интервью радиостанции «Эхо Москвы». – Согласование пытались сделать только в отношении Николая II.

Пытались согласовать, но телеграмма пришла на имя Ленина и Свердлова тогда, когда уже невозможно было доложить и сделать какое-то решение до расстрела, – уточнил следователь, – то есть одновременно расстрельщики вошли в подвал Ипатьевского дома и в то же время пошла телеграмма Ленину и Свердлову. Технически невозможно было согласовать эти два действия. То есть 12 июля было принято решение о расстреле, и специально Уралсовет до 16-го числа ничего не сообщал о своем решении, что собирается расстрелять царскую семью и Николая Второго».

Ныне живущие члены семья Романовых требовали реабилитации и, несмотря на юридический казус (реабилитация – это освобождение от ложных обвинений, а царскую семью ни в чем не обвиняли – такова была официальная версия прокуратуры), в июне 2009 года Генпрокуратура приняла решение о реабилитации шестерых членов семьи Николая II. А в октябре того же года Генпрокуратура приняла решение о реабилитации слуг императора. Всего были реабилитированы 52 человека.

По материалам Взгляд

Комментарии