Кто торговал должностями оптом и в розницу. Архивное дело

2007 год. Долгие годы в политике практически не изменили Юлию Тимошенко. Торговала ли она низкопробной видеопродукцией в Днепропетровске, продавала ли российский газ, руководила ли правительством Украины – суть работы оставалась та же: все на свой карман. Очередная скандальная история, действующими лицами которой стали Юлия Тимошенко и нардеп Андрей Шкиль, тому подтверждение.

Концепция поменялась

Пока Юлия Владимировна убеждала всех, что у нее украли победу, Апелляционный суд Киева принял решение, благодаря которому возобновляется уголовное дело в отношении одного из ее ближайших соратников, депутата Андрея Шкиля, за… торговлю государственными должностями. А именно, поста директора государственного предприятия «Зоря-Машпроект».

Спрашивается: при чем тут Шкиль? Разумеется, сам он, будучи депутатом Верховной Рады, никого не назначал, а просто выступал посредником, радел перед Юлией Тимошенко за своих «человечков». Дама в белом, как следует из документов следствия, ставила свою подпись за определенное вознаграждение.

Вторую жизнь «Дело Шкиля-Тимошенко» получило благодаря бывшему помощнику Григория Омельченко Борису Панченко. Пять лет назад его сдали члены команды Тимошенко, повесив на него всех собак за ту самую аферу с продажей директорского поста. Ему потребовалось четыре с лишним года, чтобы через суд добиться возвращения дела на дополнительное расследование.

Юлию Тимошенко решение суда вывело из себя, пожалуй, даже больше, чем проигрыш Виктору Януковичу. Ведь если проваленная президентская кампания хотя бы оставляла ей возможность продолжить карьеру пламенной оппозиционерки, то возобновление дела Шкиля грозит вызовами в прокуратуру и долгими объяснениями со следователями. Депутатского иммунитета у нее нет и вся эта история вообще может закончится бесславно – тюремными нарами.

Дело о трех миллионах

Итак, депутат Андрей Шкиль обвиняется в том, что в марте 2005 года он ходатайствовал перед Юлией Тимошенко о назначении некого Юрия Шкреба на должность генерального директора крупного госпредприятия в Николаеве «Зоря-Машпроект». За свою подпись Юлия Тимошенко должна была получить 3 миллиона долларов наличными. Нетрудно свериться с календарем и заметить, что как только Юлия Тимошенко обосновалась в кресле премьера после «оранжевой революции», как сразу же открыла «лавочку» по продаже должностей. «За прилавком» оказался Андрей Шкиль.

О том, какую роль играет в стане Юлии Тимошенко этот депутат, похожий на Троцкого, стало понятно после обыска в его рабочем кабинете на Садовой. Из изъятых там в конце марта 2005 года документов стало понятно, каким образом Тимошенко проводила свою кадровую политику.

Так, 29 марта 2005 года Шкиль собирался отправить премьеру сразу четыре письма-просьбы к премьер-министру.

«Шкиль рекомендует Тимошенко Крысака Ивана Богдановича на должность генерального директора областного дочернего предприятия ГАК «Хлеб Украины».

«Шкиль рекомендует Тимошенко Кухарского Теодозия Васильевича на должность гендиректора ГЛХО «Тернопольлес».

«Шкиль рекомендует Тимошенко Попка Василия Петровича на должность гендиректора государственного объединения «Тернопольспирт».

«Шкиль рекомендует Тимошенко Мрычка Виктора Владимировича на должность начальника госуправления экологии и природных ресурсов в Тернопольской области».

В этой куче документов эпистолярного жанра и было найдено нужное следствию письмо: «Шкиль рекомендует Тимошенко Шкреба Юрия Степановича на должность Гендиректора госпредприятия «Зоря – Машпроект».

Именно так: скупые две строчки в каждом письме. Никаких других рекомендаций от Шкиля не требовалось. Видимо, их роль выполняли совершенно другие документы: зеленого цвета с портретом Франклина и автографом главы американского казначейства.

Справедливости ради скажем, что назначения по рекомендациям Шкиля от 29 марта так и не состоялись. Сорвались они явно из-за скандала, связанного с «Зорей».

Цена директорского поста была оценена в 3 миллиона долларов не зря. «Зоря» является монополистом в сфере производства газовых турбин. Поэтому контроль над предприятием давно мечтали получить как партнеры, так и конкуренты из России.

По одной из версий, россияне были должны «Зоре» сумму порядка $10 миллионов. Но возвращать долги не собирались, поэтому решили посадить в кресло гендиректора своего человека. По другой, наоборот, «Зоря» задолжала 20 миллионов. Так или иначе, но финансовый вопрос российская сторона намеревалась решить при помощи взятки.

В переговорах о назначении Юрия Шкреба, как говорится в материалах следствия, со стороны заказчика участвовал гражданин России Олег Пацула, с украинской – депутат Шкиль, его помощник Минько, и глава Фонда мира и гуманизма Украины Гальченко.

Все пропало!

Однако сделка не выгорела. Сыграла свою роль патологическая жадность БЮТовцев. Они потребовали значительную предоплату за свои услуги, за что и поплатились. Вот какие показания дал следствию Олег Пацула, который лоббировал Юрия Шкреба на должность директора «Зори».

Из показаний Олега Пацулы: «Мы, (я, Шкреб Ю.С) встречались только с Макогоном (посредник Шкиля – ред.). Он сообщил нам, что мы должны привести наличными 250 000 долларов США в день назначения на должность и 2 750 000 долларов США в течение месяца после назначения на должность. Все деньги должны были передаваться Макогону В. Какая-то часть денег должна была передаваться народному депутату Андрею Шкилю. Затем планы были изменены, мы должны были привезти предоплату 250000 долларов США. Нас эти условия не устроили, мы стали сомневаться в том, что Шкреба назначат на должность генерального директора».

В итоге недовольные «покупатели» и обратились в СБУ. 29 марта 2005 года сотрудники СБУ провели операцию, в ходе которой задержали двух человек: Вадима Гальченко и Бориса Панченко. Гальченко был задержан как раз в тот момент, когда Шкреб передавал ему 50 тысяч долларов. Третий фигурант дела – Роман Минько, помощник народного депутата Шкиля, был задержан на следующий день.

Однако, как только стало понятно, какие влиятельные люди замешаны в афере, скандал стали экстренно гасить. Сначала из-под удара вывели Андрея Шкиля. Тот, разумеется, заявил, что знать ничего не знает, и, следователи, лишь раз поговорив с ним по душам, больше к нему не обращались. Дело решили «заиграть», назначив виновным Бориса Панченко.

Материалы следствия начали летать из ведомства в ведомство. Сначала они оказались в Оболонском суде. Потом в Генпрокуратуре. Потом дело остановили и возобновили лишь через 10 месяцев, переправив в Киевскую прокуратуру. По словам источников Генпрокуратуры, высокопоставленные персоны делали все, чтобы развалить «Дело Шкиля-Тимошенко». Среди них – в то время глава СБУ Александр Турчинов, и его заместитель Андрей Кожемякин.

Так, первый коррупционный скандал нового премьера погас, едва разгоревшись. Впоследствии Юлия Тимошенко и ее соратники работали куда аккуратней: в СМИ перестали попадать скандальные документы о продажах должностей. Да и на государственных постах оказались люди, которые не допускали утечек из «корпорации» Юлии Тимошенко.

Показательно, что вся эта история всплыла после выборов, когда влиятельные персоны из БЮТ уже поковали свои чемоданы. Как только прекратилась административное давление на суд, он и принял решение вновь вернуться к этой скандальной теме – торговле госдолжностями.

Выходит, что если следователи проявят принципиальность, то очень скоро в их кабинеты протопчет дорожку Юлия Тимошенко. В отличие от народного депутата Шкиля, у нее нет иммунитета от следствия, и ей придется держать ответ за свои проделки стоимостью в три миллиона долларов.

Правда Украины. 2007 год

Комментарии