Дело ФСБ. Полковника арестовали за попытку поднять вооруженный мятеж


 Полковник разведки Владимир Квачков обвиняется ФСБ в попытке поднять вооруженный мятеж. Как сообщает центр общественных связей ФСБ, против арестованного поздно вечером 23 декабря полковника возбуждено уголовное дело о покушении на организацию вооруженного мятежа (ч. 1 ст. 30, ст. 279) и вербовке или вовлечении лиц в террористическую деятельность (ч. 1 ст. 205 УК РФ). По статье о мятеже предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы. 

Какие конкретно действия Квачкова лежат в фабуле обвинения, не раскрывается. Однако обращает на себя внимание то, что задержание последовало вскоре после того, как по распоряжению президента Дмитрия Медведева ФСБ подключилась к расследованию массовых беспорядков в Москве.
Если задаться банальным вопросом из серии «где вы были с восьми до одиннадцати», Владимир Квачков выглядит достаточно невинно. 13 декабря в событиях на Манежной площади полковник предусмотрительно не участвовал. После митинга Квачков давал интервью интернет-радио «Штурм», и держался подчеркнуто корректно. В ответ на вопрос радиослушателя, что полковник «посоветовал бы русским людям в случае повторения ситуации, аналогичной событиям на Манежной площади», Квачков ответил: «Если я посоветую русским людям, что делать, то это будет 280-я и 430-я статьи Уголовного кодекса». «Статья 430 означает попытку подстрекательства, а 280-я - призыв к насильственному свержению власти. Вы думайте, ребята, что вы задаете», - добавил он.
Тем не менее, когда к расследованию беспорядков на Манежной по распоряжению Медведева подключилась ФСБ, Квачкова арестовали в его собственной квартире, в доме на Бережковской набережной. Когда полковника увезли, сотрудники спецслужбы приступили к обыску жилища. По словам адвоката полковника Алексея Першина, они считали, что в квартире полковника могут находиться запрещенные к обороту предметы, а также карты, схемы и планы вооруженного восстания, которое он якобы подготавливает. В ходе обыска, завершившегося уже ночью, было изъято несколько коробок с документами, касающихся деятельности возглавляемого Квачковым «Народного ополчения».
Першин сообщил, что в документах, которые были ему предъявлены, сказано, что полковник «является подозреваемым по уголовному делу о призывах к вооруженному мятежу». Оно было возбуждено еще летом 2010 года в отношении одного из членов «Народного ополчения».
«Девять десятых этого движения - люди от 70 лет и старше, которые физически не могут принять участия в вооруженном мятеже, - пояснили тем временем бывшие сослуживцы полковника, проходившие вместе с ним по делу о покушении на Анатолия Чубайса, - заявил Першин. - Доверия к этому движению у действующих военных нет никакого. Вызывает опасение лишь судьба тех людей, которые записались в движение. Квачков же пострадал только за свою риторику».
Сам Квачков заявил, что акция стала ответом на решение Верховного суда от 23 декабря 2010 года, который постановил, что полковник невиновен в покушении на Чубайса. «Одна затея - посадить нас - у них не получилась, теперь они другую затею придумали», - сказал он. По его мнению, основанием к его новому преследованию стали показания его соратника из Тольятти.
«Согласно тем документам, которые есть, в Тольятти вооруженный арбалетом за 10 тысяч рублей, подчеркиваю, человек, послал группу во Владимир, которая готовила там вооруженный мятеж», - сказал Квачков. Он пояснил, что соратник был руководителем Тольяттинского отделения «Народного Ополчения Минина и Пожарского». «Его арестовали. Через 10 дней допросов он дал показания на меня», - отметил Квачков.
Почему Квачков попал под раздачу? Вот как прокомментировал ситуацию военный публицист Владислав Шурыгин:
– Арест Квачкова хорошо укладывается в развернутую сейчас кампанию по борьбе с экстремизмом. Квачков – очень удобная мишень, он часто бывал несдержан. Его заявления помогут ФСБ без заморочек найти кандидата на роль главного экстремиста, и, как говорят в милиции, «срубить палку». С другой стороны, я бы отнесся к Квачкову как к человеку, который не совсем здоров. Несколько войн, плюс пребывание в тюрьме сделала его человеком, который легко заводится. Поэтому, скорее, ему нужна помощь и наблюдение врачей, чем камера в Лефортово.
«СП»: – Квачкову и дальше упорно будут «шить» мятеж?
– Ну, если ФСБ на всю страну объявила, что Квачков готовился к вооруженному мятежу, – конечно, они и дальше с этой темы не слезут. Тем более, повторюсь, выступлений Квачкова, его роликов в интернете, пропагандистских материалов очень много, и нарезать из них удобную «подводку» достаточно легко. Тем более, думаю, изначально вся деятельность Квачкова проходила под плотным колпаком ФСБ.
«СП»: – Почему версия о вооруженном мятеже Квачкова – бред?
– Я не располагаю материалами следствия, не знаю, что Квачкову хотят предъявить. Но я чрезвычайно скептически отношусь к возможности организации мятежа в условиях нынешнего российского сыска и возможностей спецслужб. Тем более – в Москве. Это малореально даже в условиях Кавказа, где работают совершенно другие связи, и где работа ФСБ чрезвычайно осложнена в условиях этнических групп. В центральной России позиции спецслужб практически тотальные, ими осуществляется контроль за любой более-менее серьезной политической группой. Так что предполагать, что кто-то всерьез готовил мятеж – это предполагать не совсем полную психическую адекватность такого человека.
«СП»: – Общественное мнение проглотит версию о мятеже?
– Для общественного мнения полковник Квачков – ньюсмейкер, который поставлял большие скандальные блоки информации. Поэтому все будут терпеливо наблюдать за вторым актом этой драмы.
«СП»: – Возможен ли вообще путч военных?
– Сегодня российская армия полностью контролируема. В ней не осталось лидера, за которым бы пошла армия. Все лидеры удалялись с советских времен. Нынешняя власть поступает так же: вспомните, как она отнеслась к героям чеченских войн, и вам станет понятна судьба любого военного лидера, начиная от Лебедя и кончая Трошевым и Казанцевым. Единственный из них, кто остался при власти – командующий ВДВ России, генерал-лейтенант Владимир Шаманов, но он обложен со всех сторон. За каждым военным генералом наблюдает Особый отдел – военная контрразведка, которая одной из задач имеет именно наблюдение за высшим военным руководством. Кроме того, в результате военной реформы вычищены все сколько-нибудь недовольные военнослужащие, поэтому самостоятельных единиц в армии просто не осталось.
Армия на всех предыдущих этапах так и не вмешалась в судьбу страны, хотя этапов было много, и этапов драматичных. Поэтому сейчас армия будет продолжать тихо загнивать и распадаться. Думать, что такая армия вдруг выбросит из своего чрева пассионарную личность, могут только люди, абсолютно далекие от армии.
С тем, что военный переворот в России невозможен, согласен политолог и депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Марков:
– Вероятность военного путча крайне мала, поскольку российский офицерский корпус имеет многовековую негативную историю своего участия в политике.Это было в 1930-е, когда была разгромлена военная оппозиция Тухачевского, и офицеры подверглись абсолютно массовым репрессиям. Это было после войны, когда репрессиям подвергся офицерский корпус, связанный с маршалом Жуковым. Это было непосредственно после прихода к власти Хрущева, когда он тоже на какое-то время разгромил армию, опасаясь растущего влияния того же Жукова. С тех пор военные очень твердо выучили: как только они идут в политику, за этим следуют массовые репрессии в отношении офицерского корпуса. И они этого не хотят.
Поэтому в 1990-е, когда совершался массовый разгром Вооруженных сил, в российском офицерском корпусе не было ни одного выступления протеста. Были только самоубийства – в это время самоубийствами покончили несколько тысяч офицеров. И сейчас, несмотря на все недовольство армии, нет никаких оснований думать, что российская армия отступит от своих правил. Тем более, что российское руководство настаивает на политическом руководстве Вооруженными силами. Оно настаивает на том, что именно генералитету не будет позволено проводить военную реформу. Символом этого является назначение сугубо гражданского чиновника Сердюкова министрам обороны. Это чуть-чуть сознательное оскорбление, да? Оно должно зафиксировать: руководить Вооруженными силами всегда будут только гражданские. И нет оснований полагать, что это будет изменено...
Похоже, Квачкова и впрямь сделали «стрелочником». Непонятно только одно: зачем российским спецслужбам потребовалось имитировать бурную деятельность по борьбе с экстремизмом, вместо того, чтобы планомерно и всерьез заниматься этой самой борьбой…
Фото: kvachkov.org
Источник:  svpressa.ru

Комментарии