В Запорожье разгораются нападения на журналистов


1 января в Запорожье ознаменовалось традиционным политическим рукоприкладством. Потасовки между излишне политизированными горожанами в первый день нового года стали уже привычными. В этот день местные националисты организовывают марши в честь дня рождения Степана Бандеры.Однако, если для обеих сторон политического противостояния перебранки и раздача тумаков – дело добровольное, то журналисты, присутствующие на мероприятии, отнюдь не настроены испытывать на себе крепость политиканских кулаков.
 Однако одному из наших коллег – запорожскому корреспонденту информационного агентства «РБК-Украина» Сергею Сидорову – чуть было не пришлось разделить участь нескольких избитых участников марша. Информацию об инциденте мы решили получить из первых рук – от самого пострадавшего.

- Сергей, что вы делали 1 января во время марша, приуроченного ко дню рождения Степана Бандеры?

- Я находился там по поручению киевского руководства. У меня, собственно, скорее экономический сектор деятельности – налоговая, КРУ, земельные и финансовые вопросы. Но поскольку на данном митинге ожидалось жесткое противостояние между националистами, с одной стороны, и «регионалами» и коммунистами – с другой, то мне дали указание посетить мероприятие.

- Проявляли ли вы свои политические симпатии, примыкали ли к какой-либо из сторон противостояния?

- Нет, не проявлял. Лозунгов не кричал, ни на кого не наскакивал, в возникавшие споры не лез.

- Как же возник конфликт?

- Изначально, в ходе митинга, я несколько раз проходил мимо небольшой группы людей, среди которых стоял некто Юрий Степура, выкрикивавший оскорбительные лозунги в адрес «бандеровцев», призывая их отправляться на Западную Украину. Ему чем-то не понравилось выражение моего лица, и, когда я в очередной раз проходил мимо него, он начал обвинять меня в том, что я «хожу и вынюхиваю», что я «бандеровский шпион» и «наркоман». Я ограничился замечанием, что я журналист и нахожусь, по сути, вне этого конфликта, но он не поверил, и начал на всю площадь выкрикивать, что «бандеровцы ходят под наркотой».

- И что было потом?

- К тому моменту, когда несостоявшееся столкновение себя исчерпало, все стороны конфликта сместились на сторону площади, примыкающую к зданию налоговой. Я решил пойти домой и направился на опустевшую часть площади рядом с культурно-деловым центром «Байда». На углу КДЦ и рядом с ним находилась группа людей, от которых отделились Степура, Новиков (их фамилии я узнал впоследствии в райотделе милиции) и еще несколько человек с предложением «поговорить». Я понял, что из данного «разговора» ничего хорошего не выйдет, и, развернувшись, пошел в сторону людного места. Они догнали меня, и повалили меня на асфальт рядом с парапетом перед Запорожской областной государственной администрацией, так что меня не было видно со стороны затихающей акции.

- Чем, по Вашему мнению, была вызвана агрессия со стороны нападавших?

- Непосредственная агрессия могла быть вызвана тем, что ребят выдернули на митинг, пообещали кучу эмоций и адреналина, рассказали, какие уроды им будут противостоять. Короче, взвинтили. Но акция правых кончилась, не успев начаться, и им было некуда канализировать свои «благородные порывы», а тут я как раз подвернулся под руку – спустить пар.

- В какой именно момент Вы предъявили журналистское удостоверение, какова была реакция и дальнейшие действия нападавших?

- Я предъявил удостоверение, уже лежа на асфальте, Юрию Степуре. Он вырвал его у меня из рук, ознакомился с ним, проигнорировал, и передал находящемуся с ним человеку, продолжая в нецензурной форме обвинять меня в том, что я «бандеровец», «засланный казачок», и т. д. Кто-то из этой же компании (лица я не увидел), сорвал с моей шеи фотоаппарат и отошел в сторону.

Одновременно с этим Владимир Новиков начал мне угрожать, рассказывая, что они могут убить меня прямо на месте, и никто этого не заметит. Когда они начали обыскивать мои карманы более детально, подошедший наряд милиции спугнул их. Они передали удостоверение и камеру некоему Борису Резнику, и тот отбежал с ними в сторону.

- Были ли уничтожены собранные Вами фотоматериалы, и какой еще ущерб был Вам причинен?

- Был удален с карты памяти записанный в видеорежиме ролик, когда глава местной Компартии отбивает своего активиста от милиционеров. Зачем им понадобилось его стирать – я не пойму, и ничем, кроме глупости, их мотивов в данном поступке объяснить не могу. Был разорван ремень на моем фотоаппарате, когда его срывали с моей шеи, и изъято удостоверение корреспондента «РБК-Украина». Фотокамеру мне вернули, удостоверение – нет.

- Каковы были Ваши дальнейшие действия?

- Мы вчетвером – я, Степура, Резник и Новиков были доставлены на Орджоникидзевское районное отделение управления министерства внутренних дел в Запорожской области для дачи показаний. Затем, на следующий день, второго января, я подал заявление по статье 171 Уголовного кодекса Украины – «препятствование журналистской деятельности».

- Какая еще информация о нападавших известна Вам на сегодняшний день?

- Известны их имена и фамилии – Юрий Степура, Владимир Новиков, Борис Резник. Помимо этого, как мне удалось выяснить, они являются членами Партии Регионов.

- Правда ли, что из райотдела задержанных вызволял один из депутатов запорожского городского совета?

- Глава депутатской фракции Партии регионов в городском совете Андрей Иванов не вызволял, он приезжал узнать, как дела. Когда еще мы стояли в «предбаннике» райотдела, к моим оппонентам подходил один человек, по всей видимости – их «старший» на этой акции, выяснял ситуацию и звонил при этом куда-то. Затем, когда мы все дали объяснения, то на выходе стоял Степура с этим человеком. Я подошел к ним, и тут как раз подъехал Андрей Валерьевич, поздоровался с нами всеми и отвел «старшего» в сторонку выяснять обстоятельства. Выяснял недолго и через минуту отбыл.

- На каком этапе сейчас находится расследование уголовного дела?

- Прокуратурой Орджоникидзевского района города Запорожье проводится прокурорская проверка на предмет того, соответствует ли состав правонарушения 171-й статье УК.

Беседовал Константин ЕРШИН

От редакции: мы официально декларируем, что находимся в стороне от политических конфликтов и непредвзято относимся к Партии регионов, равно, как и иным политическим силам в Украины. Все факты нападений и избиений любых наших коллег-журналистов вызывает наше возмущение независимо от политических симпатий нападающих. С момента описанного инцидента минуло уже более трех недель – редакция выдержала достаточную паузу, необходимую для восстановления картины произошедшего.

Однако наши опасения вызывает отсутствие каких-либо предварительных выводов следствия и давление, которое могут оказывать на правоохранительные органы политические силы Запорожья. По нашему глубокому убеждению и согласно законодательству Украины, нападение на представителя четвертой власти – средств массовой информации должно наказываться по всей строгости закона, независимо от политической принадлежности нападающих. Лидер Партии регионов Виктор Янукович неоднократно декларировал принцип «Закон – один для всех». Надеемся, что этому принципу будут следовать и запорожские однопартийцы Виктора Федровича.

«Запорожский криминал»



Комментарии