Многое я видел, о многом слышал, но такое — впервые. В четверг мы вместе со спецкорреспондентом Сергеем Шаргуновым (его репортаж — в этом же номере) и офицером Главного управления собственной безопасности МВД РФ вернулись из Волгодонска. То, что там произошло, — случай беспрецедентный
и потому, мне кажется, должен стать поводом для общественного и государственного вмешательства. В течение 72 часов (17—19 декабря 2002 года) несколько десятков руководителей государственных и частных предприятий подверглись нападению криминальных групп. Кто-то дал отмашку, и одновременно в офисы различных фирм приехали бандиты. Как это было, нам рассказали жертвы этих «наездов». Директор фирмы «Евразия-Плюс» Сергей Чураев: — Мне на сотовый телефон позвонили с предложением встретиться ближе к вечеру. Встретились у казино. Меня уже на входе ждал молодой парень, лет двадцати. Он мне сказал: «Будешь нам платить!». Я говорю: «Нет». Он мне: «Ну смотри, голову отобьем». После этого у меня во дворе дежурили машины. По оперативным данным милиции, машины принадлежат группировкам «Тридцатник» и «Олимп». Я хорошо понимаю, что угрозы реальные, так как знаю свой город.
Директор муниципального предприятия «Трансагентство» Галина Кашина: — Два молодых человека зашли в кабинет: «Хотим поговорить с вами один на один. 25-го каждый месяц мы будем к вам приезжать, а вы будете платить нам деньги». Сумму не оговаривали. Я сказала: «Я же директор муниципального предприятия, а не частного». А они: «Нас это не волнует». И кулаком по столу: «Платите!». И ушли.
Директор ресторана «Орбита» Таисия Чевтаева: — Пришел молодой человек, представился от ООО «Тройка». И протягивает документы о размежевании земельных участков: «Будешь подписывать, говори?». Я отказалась. «Ну ты еще об этом пожалеешь». И хлопнул дверью. Приезжаю на дачу. Вхожу в дом, через пять минут слышу сильный грохот. Выбегаю. Пять молодых людей кто кувалдой, кто камнями бьют машину, обливают ее бензином из канистры. Потом подожгли факел, бросили его в машину, и она сгорела. Эту машину мне на пятидесятилетие подарили…
Александр Чересов, арендует площади в яхт-клубе: — Пришли двое молодых неизвестных, требуя денег. Я сказал, что платить не буду. Через день пришли новые. Я опять не согласился платить. Ударили в лицо.
Александр Шевченко, руководитель государственного предприятия «Ростовгостранссигнал» (подразделение ФАПСИ. – Ю. Щ.): — Четыре раза ко мне приходили, все время разные: «Определись, с кем ты работаешь». «Вы понимаете, куда пришли?». — «Сутки тебе на размышление. Понял?». Через сорок минут приезжают другие. Я им: «Если вы за деньгами, то вы не первые». — «Нет, ты, наверно, ни хрена не понял. Сутки на размышление».
Юрий Демидов, кандидат медицинских наук, руководитель клиники «Имплантология»: — Рано утром пришли двое молодых людей. Сказали, что будут моей «крышей» и я должен платить каждый месяц двадцать тысяч.
— Долларов?
— В нашем городе счет на рубли.
Григорий Ким, директор кафе-бара: — Пришли 19-го, назначили на 25-е платить деньги. Пригрозили: кто будет писать заявление, мы с ними отдельно разберемся. Через день позвонили домой: «Ты что, заяву пишешь? Мы тебя порвем!».
Елена Дзюба, АО «Хлебокомбинат»: — В обед зашли трое молодых людей. У меня сидел покупатель, его взяли за шиворот и выкинули. Разговор был короткий: «Крыша есть, крыши нету?» — «Вы откуда?» — «Мы с «Тридцатника». Платите с двух заводов по пятьдесят тысяч в месяц. 25-го придем. Чтоб суммы эти лежали!». В милицию я писать не стала, что толку!
Александр Турхан-Салейнович, депутат городской Думы, руководитель инженерно-подрядной фирмы «Дом»: — Мне не пришлось столкнуться с этими бандитами только потому, что меня не было в городе. Но они пришли в мою фирму. Нам определили тоже платить пятьдесят тысяч. «Профсоюзов теперь больше нет… Мы главные, нам, «Тридцатнику», и платите!».
Могу привести еще и еще свидетельства того, как в течение трех дней бандиты пытались захватить город. Вы когда-нибудь слышали о такой «октябрьской революции», которую в Волгодонске пытались совершить в декабре?
Почему-то я вспомнил старую гайдаровскую повесть «Тимур и его команда», когда по одному сигналу собираются все. Но есть еще один знак нашего времени: люди не испугались. Они открыто выступили по НТВ. Они обратились к губернатору, прокурору, начальникам УВД и ФСБ области и президенту Путину.
«Сегодня в городе брошен вызов обществу со стороны криминальных структур: среди бела дня на глазах у всех убивают людей и жгут машины, вымогают дань с предприятий города, в том числе и государственных: узла связи, хлебозавода, трансагентства, администрации города, АвтоВАЗа. Около шестидесяти предприятий и фирм г. Волгодонска подверглись «обходу» посланцев городских преступных группировок (олимповская, парижская, «Тридцатник»), предъявивших нам унизительные требования уплаты дани в обмен на «крышу». Они врываются в офисы наших предприятий и фирм, нагло запугивают людей и в случае несогласия платить угрожают расправой. Волгодонск занимает «почетное» место по количеству заказных убийств и поджогов имущества. За последние несколько лет убиты три депутата городской Думы, но ничего не меняется, и город по-прежнему живет под опекой преступных групп. И это происходит в городе, где чеченские террористы взорвали дом, в городе, где находится действующая АЭС! Как можно обеспечить безопасность АЭС, если до сих пор в городе разгул бандитизма?».
Это письмо, под которым подписи сорока двух людей, — остальные побоялись — вызвало шок у местных властей. У всех, кто подписал эти письма, начались неприятности теперь уже не только от бандитов (люди вынуждены нанимать охрану), но и от властей. Мне рассказали, как начались налоговые проверки со словами: «Это вам за ваше письмо!». Тут же милиция потребовала у охраны сдать газовые пистолеты. Больше того, каждого из подписантов стали внимательно изучать местные спец— и правоохранительные службы.
Вот типичный пример – справка, направленная начальнику УБОП ГУВД полковнику милиции Фоменко А. А. начальником 5-го ТОРО подполковником милиции Кущевым Ю. Н.: «Попытка представить город Волгодонск рассадником бандитизма выглядит не только безответственной, но и преступной. Обращение к руководителям государственных силовых структур и президенту РФ инициировано для того, чтобы создать в городе нестабильную обстановку…»
Людей, открыто заявивших о том, что Волгодонск – преступный город, объявили преступниками. Ни глава администрации, ни председатель городской Думы не сказали: «Мы вас защитим».
На пресс-конференции, которую мы проводили в Волгодонске, встал Андрей Федорищев, руководитель Дома книги, и спросил у зама главы администрации: «Почему меня не только не защитил, но даже не принял мэр?». Ответ: «У вас слишком маленький бизнес…» Но, как мне стало известно, именно маленький бизнес исправно платит налоги в отличие от бизнеса большого (например, АТОММАШа).
И еще об одном. Руководство УВД Ростовской области первым отозвалось на эту ситуацию. Еще год назад все руководство милиции Волгодонска было уволено. Вместе с нами в город приехал только что назначенный начальник управления по борьбе с оргпреступностью Александр Алексеевич Фоменко. Он первым узнал об этой уникальной истории и бросил все свои силы на то, чтобы мафия не взяла город. Семь человек уже арестованы. Хохоча, он нам рассказал, что, когда в Волгодонск стянулись все силы, включая ОМОН, вдруг в одну из фирм вновь заявились юные отморозки. Их, естественно, взяли. А те удивленно спросили: «А чего мы такого сделали? Мы же спортсмены, нам деньги нужны».
Повторяю: попытка бандитов взять в одночасье власть над всем городом — уникальна для всей России. Только так же уникально и сопротивление людей, не желающих попасть под бандитов. Всего год назад милиция зарегистрировала лишь одно заявление о вымогательстве. Спасибо Александру Фоменко, по его просьбе по телевидению показали фотографии задержанных бандитов.
Это сигнал: люди, не бойтесь!
Волгодонская история тревожна для всей России. И потому мы решили обсудить этот волгодонский феномен на Комитете безопасности Госдумы, который состоится в четверг.
Андрей Федорищев сказал мне:
— Я не хочу никакой «крыши». Моя «крыша» – Путин.
— Не Путин, а государство, — поправил я Андрея.
Мы столкнулись с новым настоящим. Если оно станет будущим, то завтра ОНИ придут в Кремль и скажут: «Мы будем вашей «крышей»!».
Волгодонск – странное место. Этот город сделали зэки, они прокладывали канал. Потом Волгодонск был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой: появились тридцать две комендатуры. Город возник из комендатур.
Сегодня здесь живут сто пятьдесят тысяч людей, есть свои вузы, своя интеллигенция, свои художники и писатели. Город похож на все остальные. Одно меня поразило, когда я бродил по Волгодонску: здесь знают имена видных бандитов, как некогда имена членов Политбюро.
Волгодонск – это город соперников. Но не политики борются друг с другом. Между собой конфликтуют группировки под вычурными названиями «Париж», «Олимп», «Тридцатники». Лидеры бандитов – и есть реальная власть, именно их слушают и знают. У каждой группировки свои газеты и свои телеканалы.
И люди, голосуя на выборах, думают не о партиях, не о КПРФ или «Единстве», «ЯБЛОКЕ» или ЛДПР, а о том, откуда кандидат – из «Парижа» или «Олимпа»? Мне говорят, что мэр Волгодонска перебежал из одной партии в другую. Все понимают: он не ушел из правых в левые, а переметнулся от одного главаря к другому.
Когда начался скандал, связанный с письмом пострадавших к Путину, все начали думать: они кто, эти подписанты, под какой группировкой ходят? Местная милиция говорит: они от Петрашиса. Это основатель «Парижа», влиятельный депутат местной Думы. Самое интересное, что в ответ на письмо к Путину от жертв «наездов» появилось другое письмо предпринимателей опять же Путину, которые прямо заявляют: «Нас больше». Цитирую: «Почему в наши офисы не врывались бандиты, не предлагали оплачивать «крышу» и не оскорбляли наших сотрудников?». Они симпатизируют конкуренту Петрашиса, некоему Кудрявцеву по кличке Адмирал, основателю «Олимпа».
Конечно, мне было интересно, когда милиционеры из местного УВД привели счастливого свидетеля, которого последний раз никто не тронул.
— В 1993 году я занимался поставками автозапчастей совхозам… Здесь была у меня фирма. Петрашис тогда начинал подниматься, приехал ко мне на базу с помощником по кличке Дипломат. Поставили меня под ножи и предъявили: «Если завтра не будут у нас во владении машины — мы здесь все пожжем, а тебя где-нибудь найдут…». А сейчас нет такого наезда. У меня есть магазин, меня никто не трогает.
— А как же сорок два пострадавших предпринимателя с их письмом?
— Это люди Петрашиса пишут! Чего они там поделили не поделили… У предпринимателей из нашего круга нет проблем. Начиналось все с 90-го года. Был Красавчик, потом Колмогор… Один — наркоман, другой — покойник. Их бойцов Петрашис объединил. За десять лет он полгорода захватил, десятки парней на кладбище лежат, трое депутатов погибли. А обывателю он глаза замазал, бандит.
— А Адмирал?
— Адмирал… (Заметьте, Кудрявцева знают по кличке. – С. Ш.) Я с ним знаком нормально. У него тоже есть сильные коммерсанты, работают. Адмирал вкладывает в тех же пацанов, чтоб они в спортзале занимались. Я и сам к спорту имею отношение! У Адмирала другой подход.
Напомню, весь этот разговор проходил в местном УВД.
Потом я сидел с волгодонскими чинами за накрытым столом и спросил:
— Вы обвиняете во всем Петрашиса, а как ваш мэр относится к Адмиралу?
И один из них подмигнул. Я слышал обе стороны. Те и другие жаловались друг на друга, рассказывали об убиенных друзьях и сожженных машинах. А я думал о другом: предприниматели, милиционеры, депутаты оказались заложниками банд. Такое только здесь или по всей России?
Скоро выборы в Госдуму. И многие города будут выбирать не между партиями, а между бандами. В Волгодонске люди устали от тех и этих.
«Новая газета» 03.02.2003
Немає коментарів:
Дописати коментар