На протяжении всей недели внимание общества приковано к протестам, которые к концу недели докатились до Киева. Вечером наш автор встретилась с чернобыльцами, чтобы поговорить с ними о их настроениях и взгляде на ситуацию. Чиновники неоднократно называли акцию под Пенсионным фондом в Донецке политической провокацией. При этом сами чернобыльцы не делали заявлений в СМИ и не давали опровержения. Их мотивы были сформулированы в самом начале акции, но вскоре — забыты. Именно поэтому, на наш взгляд, стоит дать слово тем, кто в данный момент находится по адресу: “Университетская, 91, большая военная палатка”. С нами пообщались чернобыльцы Леонид и Иван из Волновахи, и Виктор из Славянского района.
Виктор: — Нас свела общая несправедливость. Ощущение обиды — о нас вытерли ноги. Ведь сейчас проблема для власти одна. И она заключается в том, что мы еще есть. Мы не хотим больше, чем нам положено... Герои стране нужны, но только мертвые, — так проще с ними общаться. Поставил один памятник на всех и — проблем нет. И вроде как они есть, но их уже нет. А возиться с нами они не хотят. Ведь мы требуем всего лишь соблюдения Конституции Украины и нашего закона... Для нашей защиты мы будем обращаться в европейские суды, чтобы все делалось в рамках закона... Нами ничего другого не руководит и не движет, кроме наших интересов как граждан этой страны...
Каждый человек, который пришел под областную государственную администрацию города Донецка, пришел туда не потому, что ему захотелось прийти с вилами, не потому что ему сказали туда прийти, а потому что он отстаивает свои права. Под облсовет пришло то население, которое государство начало обкрадывать; которое слышало о том, что здесь сносят палатки и убили (официальный диагноз — инфаркт) человека.
Ведь мы в 1986 году шли по зову сердца, никто тогда не думал о льготах и не думал о пенсии. Мы шли защищать Родину, а Родина — это не название государства и не объемы ее территории. Это та местность, где ты живешь. Это на первый взгляд все мы можем выглядеть сильными и большими, но внутри мы трухлявые.
Мне было 25, когда я пришел из Чернобыля, у меня родилась дочь. А я светился, как печка. Утюг на лбу держался.
Иван: — Когда я пошел на реактор, мне было 22 года. Так вот, 17 мая у меня была свадьба, а 25 июня меня забрали на реактор. Некоторые проводят медовый месяц на островах, а я обнимал реактор в Чернобыле.
В.: — Нам очень приятно, что нас поддерживают из других городов и стран. У нас здесь есть ребята из Луганска, Запорожья, Днепропетровска, приезжали ребята из Львова, приезжали представители из Красного Луча. Мы благодарны им за поддержку. Нам звонят друзья из Германии, Аргентины и Польши, поддерживают в телефонном режиме.
Леонид: — Кроме того, нам помогают местные жители, поддерживают те, кто сострадает нам и кто чувствует на себе ущербность со стороны государства. Приходят и те, кто обвиняет нас в продажности. Но мы не продавались. Мы отстояли свои права в местных судах. Сейчас — другой суд... Вначале говорили о том, что льготы недодали 16-и социальным категориям, теперь — 32-м. Выходит, что социальные выплаты недодали не только нам, но и студентам, медикам и так далее. Моя жена работает медсестрой. В этом месяце она получила 500 гривен вместо 2 тысяч, а где ее 1,5 тысячи. Куда делись деньги?
В.: — Я инвалидность получил в 30 лет. Те деньги, которые я успел заработать, я потратил на то, чтобы встать на ноги. Все, что я мог потратить на свою семью, детей, чтобы стать полноценным гражданином Украины, все эти деньги ушли за раз. То есть я после того как встал на ноги, стал никем. Да, может быть, я неплохой специалист, но мне за год нужно ложиться в больницу шесть —семь раз...
Мы собрались здесь, потому что государство перестало выполнять тот закон, который оно подписало. То есть закон написали, но написали не для себя и не для нас. Мы защищаем легитимность своего закона — только и всего.
Разделяют ли тезисы, озвученные протестующими, власти предержащие? Прокомментировать высказывания чернобыльцев “День” попросил депутатов.
Комментарии
“В Вопросах предоставления льгот произошла вакханалия”
Владимир ОЛИЙНЫК, народный депутат от Партии регионов, первый заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности:
— Моя позиция такова: эти люди спасли Украину и мир от катастрофы. И они, бесспорно, заслуживают поддержки государства. Есть закон. Его нужно выполнять. Но произошла вакханалия в вопросах предоставления льгот. Вопрос ведь не только касается чернобыльцев. Настолько бездумно принимались решения относительно льготных категорий граждан, в том числе и детей войны, что финансового обеспечения под это не было. Льготный популизм. Доигрались.
В вопросе чернобыльцев существует несколько проблем. Первая — наличие так называемых лжечернобыльцев, которые в Чернобыле не были или приехали на полдня, выполнили определенную миссию (вручили награды, или похвальные грамоты) — и назад. А есть люди-ликвидаторы, потерявшие там свое здоровье, и сегодня их нужно поддержать. Поэтому, на мой взгляд, в конце концов нужно разобраться с тем, кто настоящие чернобыльцы, чтобы среди них не было людей, которые лезут в чужой карман. Тот факт, что такие лжечернобыльцы подтверждают сомнительные решения судов, содержащие “левые” печати, поддельные документы (недавно таких решений было обнаружено более 200 в Белой Церкви), требует разбирательства и привлечения к криминальной ответственности всех тех, кто залез в карман чернобыльцев. Нужно отдать должное чернобыльцам и ударить тех, кто на этой теме начинает спекулировать или разворовывать их средства.
Государству нужно подумать и о том, где дополнительно найти финансовый ресурс. На мой взгляд, для этого нужно быть максимально экономными в бюджетных расходах и немедленно нанести удар тем, кто разворовывает бюджетные средства. Кроме того, нужно отвоевать справедливую цену на газ для Украины, ведь газовое соглашение 2009 года, не отвечающее национальным интересам, заставляет государство, по оценкам экспертов, переплачивать России в год 50 миллиардов гривен.
“Чернобыльцы и афганцы должны начать цивилизованно работать с государством через общественные организации”
Владимир ЗУБАНОВ, заместитель председателя фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины:
— Чернобыльцев и афганцев уважают в обществе, потому что они защищали население в мирное время, часто идя на сознательную смерть. И вполне понятно, что они должны иметь льготы, обеспечиваться лучше. Но с другой стороны, у государства нет средств, чтобы обеспечить все выплаты льготникам. Поэтому нужно исходить из наличия бюджетных средств и смотреть, кто из льготников должен получать больше, а кто — меньше. Моя позиция заключается в том, что афганцы и чернобыльцы должны иметь привилегированное положение по сравнению с другими льготниками. Я всегда говорил и сейчас повторю, что у чернобыльцев и афганцев сегодня очень большой авторитет в обществе. Но если они свяжутся с политиками, то потеряют его. Это в настоящий момент как раз происходит. Некоторые политики нагло хотят воспользоваться болью людей и использовать ситуацию в своих целях. Поэтому я не вижу другого пути для чернобыльцев и афганцев, как начать цивилизованно работать с государством через свои общественные организации. Если их не удовлетворяет работа руководства этих организаций, тогда пусть меняют его.
Немає коментарів:
Дописати коментар