Для того, чтобы найти дозу, наркоманам не обязательно идти в притон или рисковать свободой, приобретая героин. Наркотики они покупают в аптеках. Лекарства рецептурного отпуска, среди которых «Тропикамид», «Залидар», «Налбуфин» без рецепта продают
в некоторых столичных аптеках. Нередко в комплекте со шприцами. Назначение, дозирование и хранение этих препаратов должно производиться с максимальной осторожностью и множеством ограничений. При бесконтрольном применении они вызывают наркозависимость. Корреспонденту «СП» удалось поговорить с женщиной, фармацевтом с 10-летним стажем, работавшей в одной из аптек-наркоточек.
- Аптека находится неподалёку от станции метро «Семёновская». Похоже, владельцы открыли её исключительно для наркоманов. Продавая им лекарства без рецепта, мы отправляли их в могилу. Юнцы приходили потрёпанные, худые, с неосмысленными взглядами. И попробуй не продай – уволят! – рассказывает 36-летняя Анна.
«СП»: - Почему вы не сменили работу, не сообщили о происходящем в правоохранительные органы?
- Работу найти очень сложно. А если бы сообщила, они бы со мной и моим 15-летним сыном разделались. Это же мафия. Аптечная мафия! Вы понимаете?! Посетители шарахались от наркоманов. Говорили нам: «Почему вы их не прогоните?»
«СП»: - Сколько времени вы работали в этой аптеке?
- Около десяти месяцев. Заведующая заставляла нас продавать наркоманам без рецептов сильнодействующие капли «Тропикамид» и раствор для внутривенного и внутримышечного введения «Налбуфин». Знаю, что за период моей работы в аптеке было продано почти 60 тысяч флаконов капель. Заведующая аптекой говорила: «Если не будем обслуживать наркозависимых – прогорим». Она убеждала нас, что ничего за это не будет, в крайнем случае, владелец аптеки нас откупит.
«Тропикамид» используют для расширения глазного дна, при диагностике хрусталика, операций на сетчатке глаза. А наркоманы их вводят внутривенно. В этом случае капли действуют на организм и психику разрушительно. Человек теряет зрение и вряд ли его можно восстановить. У тех, кто садится на систематичное употребление, вскоре желтеет кожа, начинается паническая боязнь света. Человека мучают боли в глазах. При продолжительном употреблении капель ткани в организме начинают гнить. Вот что нас заставляли продавать подросткам-наркоманам.
«СП»: - Аптека подвергалась проверкам?
- Пришли как-то наркополицейские, но, похоже, кто-то предупредил хозяина о проверке, успели подготовить липовые документы. Я не выдержала и ушла из аптеки, у меня сын такого же возраста, как наркоманы, которым я продавала капли и кодеин. Владелец этого притона на прощание сказал мне: «Не распускай язык!»
Многие наркоманы покупают в аптеках кодеиносодержащие препараты, для которых рецепты не требуются и готовят в домашних условиях дезоморфин, считающийся наркотиком для бедных. На языке наркоманов это средство называется «крокодилом».
Дезоморфин убивает очень быстро, даже по сравнению с героином. Необратимые изменения в организме наркоманов, принимающих дезоморфин, наблюдаются уже через месяц после формирования зависимости. У них происходит массированное повреждение тканей конечностей, внутренние некрозы и кровотечения.
Опасность «крокодила» и в том, что при его употреблении велик риск передозировки. Через несколько месяцев после начала его употребления вены, в которые его вводят, начинают гнить. Поэтому наркоманы вводят себе дезоморфин по всему телу. Образуется тромбофлебит, гноящиеся язвы. Человек разваливается на куски. Но такая перспектива не останавливает наркоманов от употребления «крокодила».
По данным органов здравоохранения, у 33% дезоморфиновых наркоманов регистрируется гепатит С. Средний возраст, наркоманов потребляющих дезоморфин – 24 года. Наблюдения показали - в случае с «крокодилом» не срабатывает обычная схема социологов, считающих, что употреблению тяжелых наркотиков предшествуют легкие. В больницы попадают молодые люди, с осложнениями после дезоморфина, не имевшие ранее зависимости от психотропных препаратов.
Наркоманы употребляют «крокодил» преимущественно в компаниях. Поэтому их квартиры быстро превращаются в притоны. После таких оргий остаётся устойчивый запах ацетона. Дезоморфин является наркотическим анальгетиком, оборот которого запрещен на территории Российской Федерации в 1998 году.
Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, выступая на коллегии ведомства, заявил, что в последнее время наблюдается «феномен эпидемиологического роста числа наркобольных, являющихся потребителями нетрадиционного наркотика — дезоморфина». Он сказал, что дезоморфиновой эпидемией охвачена практически вся Россия.
В последние годы в Москве сменился рынок наркотиков - пришло время синтетики, которая по количеству смертей обгоняет прежде употреблявшиеся наркотики во много раз. Ранее наркоманы использовали героин, коноплю и «клубные» таблетки. Сегодня – продаваемые по рецептам лекарства.
Десять лет назад пациентами наркологических клиник чаще всего были асоциальные личности, употребляющие дешёвые наркотики. Сегодня контингент, по большей части, другой: подростки и молодежь от 16 до 27 лет. Многие – из благополучных семей. Врачи говорят о новой тенденции: пытаясь скрыть пристрастие к наркотикам, подростки начинают колоть их сразу в пах - как научили старшие товарищи. У них развивается тромбоэмболия легочных артерий и бактериальный эндокардит, который требует протезирования клапанов сердца.
В аптечном киоске, расположенном между станцией метро «Петровско-Разумовская» и одноименной железнодорожной платформой наркоманы приобретают без рецептов «Тропикамид», «Залидар» и «Налфубин».
- Чеки в аптеке не выдают, их складывают в коробочку, стоящую рядом с кассой, она не доступна для покупателей, - говорит 21-летний москвич Андрей Морозов.
Андрей впервые употребил наркотики в 15-летнем возрасте. Вколол с приятелем «Буторфанол» - сильный анальгетик, который вводится внутривенно и внутримышечно.
- В то время «бутор» свободно продавали в аптеке. Он был значительно дешевле героина. Да и достать герыч было сложно и опасно. Поначалу кололся изредко, а затем плотно сел на «бутор». Бывало, в день употреблял две пачки. Сознание отключалось, речь пропадала. Классно было! А вот без него было очень плохо, - рассказывает Андрей.
«СП»: - В чём это выражалось?
- Тело ломило, спать не мог, казалось, что время тянется очень медленно. Страшное состояние! В прошлом году «бутор» стали продавать по рецептам и внесли его в перечень наркотических средств. Продажа его без рецепта теперь – уголовное преступление. Есть ещё, правда, «Налбуфин», он не входит в этот перечень, но стоит дороже «бутора». Пока покупаю его в этой аптеке. Аптеку проверяли наркополицейские, «Наши» блокировали вход в неё бетонными блоками и заклеивали наклейками с изображением хозяина и надписью: «Аптекарь-наркоторговец, хватит травить людей!» А аптека как торговала, так и торгует!
Подходим к павильону: зелёный крест над дверью, на внешних стенах - яркие картинки с изображением россыпи таблеток. Входим внутрь, Андрей кивает продавцу, протягивает деньги: «Как обычно!» Женщина, стоящая за прилавком, подозрительно смотрит на меня, Андрей машет рукой: «Свой!» Парень получает плоскую картонную коробочку белого цвета с надписью «Налбуфин» и кладёт её в карман куртки.
Жительница района Орехово-Борисово рассказывает, что обратилась в полицию с сообщением о том, что в одной из аптек наркоманам продают без рецептов сильнодействующие препараты.
- Мне ответили, что бороться с аптекой бессмысленно, за продажу лекарств без рецептов её оштрафуют на 40 тысяч рублей и аптека продолжит заниматься тем же, - говорит жительница района Орехово-Борисово Надежда Гордеева.
В прошлом году было объявлено, что с 1 мая 2011 года лекарства, которые используются наркозависимыми для изготовления наркотиков, будут продаваться в аптеках только по рецептам. А в конце апреля сего года выяснилось, что введение рецептурного отпуска перенесено на конец года, а постановление правительства на этот счёт пока не появилось.
- Почему Министерство здравоохранения уже десятилетия не добивается продажи таких лекарств по рецептам? Единственный рациональный ответ: Министерство здравоохранения финансово заинтересовано в том, чтобы продавалось как можно больше лекарств. В этом заинтересованы производители и дистрибьюторские сети. Я являюсь сторонником наведения порядка в аптечной торговле, - говорит президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов.
Андрей Морозов рассказал, что наркотики употребляют многие его знакомые, некоторые уже перешли на дезоморфин: «Я их отговариваю, объясняю, что они сгниют заживо! Не помогает. А что касается наркоаптек – они чувствуют себя комфортно оттого, что у них серьёзная «крыша». Крышуют их те, кто должен с ними бороться. Для них – огромный доход, для нас – смерть!»
http://svpressa.ru/society/article/43344/
Немає коментарів:
Дописати коментар