Пустые обещания запорожских политиков



Известно, что политики не держат свое слово. Мы решили собрать коллекцию самых громких и забытых обещаний запорожских чиновников за последние пять лет. «Выберите меня – и ваша жизнь превратится в сказку», – такие слова в разных вариантах мы слышим накануне любых выборов. Мы читаем километры текста в программах и «стратегиях развития», слушаем заверения «об улучшении жизни уже сегодня» с экранов телевизоров. А потом мы долго ждем обещанных реконструкций и «фонтанов с лебедями». Ждем даже тогда, когда сами политики о них давно забыли

По следам генерала
23 февраля 2003 года город прощался со своим мэром. В прошлом генерал милиции, Александр Поляк скоропостижно скончался на 55 году жизни. За три года пребывания «у руля» он успел дать Запорожью новое лицо – начал реконструкцию проспектов Ленина и Металлургов, перестроил бульвар Шевченко, сдвинул с мертвой точки ремонт стадиона «Металлург» и постройку мостов через Днепр. Генерал Поляк подарил Запорожью надежду – и все последующие руководители города, так или иначе, ориентировались на его начинания.
Через три месяца после смерти Поляка Евгений Карташов становится мэром Запорожья. В его предвыборной программе – амбициозное продолжение строительства и реконструкции. «Нужно перестроить центральную площадь города», – говорит новый мэр. И по инициативе горсовета стартует конкурс на проект для «обновленной» Фестивальной площади. Долго обсуждают варианты, наконец-то принимают финальный эскиз – с подземными торговыми центрами и двумя высотками-близнецами. Сейчас любой желающий может в деталях рассмотреть этот проект на стенде в коридоре здания горисполкома. К зиме 2011 года реконструкция Фестивальной по плану должна была уже подходить к концу. Но работы так и не начались.
«Покончив» с площадью Фестивальной, мэр занялся продолжением реконструкции железнодорожного вокзала Запорожье-1, начатой еще при Поляке. Возле старого здания развернули «стройку века» – многоэтажный комплекс с новыми залами ожидания, кассами, торговыми площадями. За полгода отгрохали корпус – и внезапно деньги закончились. Вот уже несколько лет скелет нового здания вокзала возвышается над зеленым строительным забором. Нет, стройку не прекратили – просто «временно остановили из-за отсутствия финансирования». «Достроим!», – продолжают обещать чиновники.

Мечты о тихом трамвае
В своих обещаниях политики давят, как правило, на больную мозоль. В Запорожье одна из таких мозолей – это общественный транспорт.
Первым убирать трамвай с проспекта Ленина начал тоже Александр Поляк – рельсы сняли от универмага «Украина» до порта Ленина. Последователи мэра-генерала решили – будем реконструировать оставшиеся рельсы. Так родилась идея бесшумных трамвайных путей – по образу и подобию Киева, где эту технологию успешно внедряют уже несколько лет. Старые, выступающие рельсы заменяются новыми – утопленными в асфальт, без стыков, на специальной резиновой подушке. Идеей запорожцев кормили последние несколько лет – и только в 2008 году уложили пробный участок путей, от вокзала Запорожье-1 до автовокзала. Эта реконструкция обошлась городу в 25 млн. гривен. При этом реально пользы от нее – минимум. Ведь прелесть бесшумных путей в том, что трамваи не будут создавать грохота. «Тихий» трамвай был бы гораздо полезнее возле жилых домов, а не среди заводских цехов.
Окрыленные «успехом», в 2008 году городские власти разработали стратегию развития – до 2011 года бесшумные рельсы планировали протянуть до площади Свободы, полностью заменив старое покрытие на новое. Это обошлось бы бюджету города еще в 20 млн. гривен. Для улучшения движения в районе Транспортной площади хотели построить двухуровневую развязку – соответствующий проект по заданию мэра разработал институт «Союздорпроект». Общая стоимость строительства – около 268 млн. гривен. Нужно ли говорить, что деньги на подобные стройки так и не нашлись. Официальная причина – грянувший в 2008 году финансовый кризис.
Впрочем, кризис прошел – и политики снова заговорили о старых и новых транспортных проектах. Туристический трамвай от площади Свободы до речного вокзала (район «Дубовой рощи»), который несколько лет обещал Евгений Карташов, так и остался только на бумаге. Никак не дойдут руки у городских властей и до сооружения троллейбусной линии с Южного на Космический микрорайон – хотя о ней говорят уже давно.
Не обошли обещаниями наши политики и аэропорт «Запорожье». В рамках подготовки к Евро-2012 реконструировать «воздушные ворота» пообещал в 2008 году тогда еще губернатор Запорожской области Евгений Червоненко. Изначально реконструкция должна была обойтись в 550 млн. гривен. Но уже на следующий год восстановительные работы заморозили. Инвесторов не нашли, а государство денег не выделило – в стране был кризис.
Нынешний губернатор области Борис Петров тоже включился в «гонку обещаний». «Аэропорт нужно передать из государственной в коммунальную собственность – тогда инвесторы смогут дать необходимые для реконструкции деньги», – еще в мае 2010 года заявил губернатор. По словам Бориса Петрова, сейчас реконструкция аэропорта обойдется уже в 700 млн. гривен.

Обещания сейчас, выполнение – в перспективе
В отличие от грандиозных строительных проектов Евгения Карташова, у его политических оппонентов обещания были, в основном, более приземленными. Правда, это не значит, что они лучше выполнялись.
Со своей программой «Запорожская перспектива» Владимир Кальцев начинал поход на выборы мэра и в 2003-м и в 2006-м годах. Программа немного видоизменялась, но основные обещания оставались прежними. И обещания в ней иногда попадались достаточно экзотические. Например, что каждый пенсионер будет получать «тринадцатую пенсию» – надбавку в конце года. За пять лет Владимир Кальцев обещал провести капитальный ремонт всех дорог города. Но дороги у нас по прежнему латаются «ямочным» способом, не спеша.
Еще один блок обещаний «Запорожской перспективы» – это сфера жилищно-коммунального хозяйства. Господин Кальцев давно мечтает о переводе каждого жилого дома в собственность жильцов через создание обществ совладельцев муниципальных домов (ОСМД). В 2006 году Владимир Кальцев клятвенно заверял – за два года реформа будет полностью завершена. Но прошло уже почти пять лет, а воз и ныне там. Недавно по одному из запорожских телеканалов Владимир Кальцев заявил, что реформа уже вышла на финишную прямую, и «через два года все дома в городе будут управляться ОСМД». Видно, срок в два года имеет в обещаниях первого секретаря Запорожского горсовета некий сакральный смысл.
Не оплошал Владимир Кальцев и в своих бизнес-начинаниях. Его инвестиционный проект «Миллион для молодежи», запущенный прямо под выборы, был широко разрекламирован по всему городу. А как же – успешный бизнесмен готов выделить инвестиции талантливой молодежи на реализацию их идей. Конкурс проходил в несколько этапов и должен был закончиться после выборов. Вот только уже пару недель сайт «Миллиона» в интернете просто не открывается. Участники проекта жалуются в сети – говорят, на сайте у них пропадали набранные баллы, на заявки с бизнес-планами никто не отвечает.

Храм, базар и бараки
Впрочем, обещаниями починить крыши или провести новый троллейбус запорожцев удивить тяжело – они слышат их регулярно, из года в год. Но для наших политиков ничего невозможного нет – они иногда умудряются в искусстве обещаний достигать небывалого мастерства.
О восстановлении Свято-Покровского кафедрального собора, что возле улицы Анголенко, запорожцы мечтали давно. Его разрушили большевики еще в 30-х годах прошлого века, а восстанавливать начали в 1993 году. С тех пор сменилось несколько градоначальников, и строительство шло с переменным успехом вплоть до 2007 года – именно этот год считается завершением строительства. Вот только все восстановительные работы не выполнили до сих пор – собор продолжают красить, белить и штукатурить. Да и внутренняя отделка оставляет желать лучшего. Между тем, на любых выборах каждый кандидат на пост мэра считает своим долгом заявить – «я дострою главный собор Запорожья».
Среди таких «переходных» обещаний, которые звучат из уст всех без исключения запорожских политиков, и переселение людей из аварийных бараков на Павло-Кичкасе. Двухэтажные домишки строились авральным методом сразу после войны, в 40-50 годах прошлого века. Маленькие окна, щели в стенах, отсутствие воды и туалеты «на улице» – в таких условиях выросло несколько поколений жителей Заводского района Запорожья. Дома давно признаны аварийными, и перед каждыми выборами на дверях их подъездов появляются однотипные листовки: «Я, такой-то, торжественно клянусь переселить всех жителей этого дома в новые квартиры. Если, конечно, вы меня выберете».
Выбирают – а куда деваться-то? И остаются жить в своих бараках до следующих выборов и обещаний. За последние годы из аварийных домов отселили только 32 семьи – для них были построены два новых дома по улице Алмазной. Строили их четыре года, время от времени замораживая строительство из-за отсутствия финансов. Когда будут отселять остальных жильцов аварийных бараков – никто сказать не может. Под новые дома городские власти пока что даже не выделили землю.
А вот обещанная реконструкция рынка на Анголенко была проведена – но в результате обернулась фарсом. Смысл реконструкции был в том, что на «стометровке» поставили торговые павильоны – якобы для того, чтобы убрать с улицы стихийную торговлю. Но по территории по прежнему не пройти – стихийные «раскладки» прочно обосновались в промежутках между новенькими павильонами.

Тепло, вода и длинные трубы
Одно из самых «новаторских» обещаний выдвинул в 2008 году тогда еще мэр города Евгений Карташов. Озаботившись энергосберегающими технологиями, градоначальник предложил отапливать дома всего правого берега Запорожья отработанной технической водой… с атомной электростанции в Энергодаре. Вода, охлаждающая атомные реакторы, нагревается до высоких температур и вполне подходит для обогрева квартир.
Чиновники идею поддержали и кинулись считать экономию – уменьшение потребления природного газа составило бы примерно 300-320 млн. кубометров в год. Транспортировать воду предлагали по трубам, на расстояние в 55 километров. Прикинули стоимость – 1,2 млрд. гривен, попросили кредит в Европейском банке реконструкции и развития. И благополучно забыли о проекте, даже не начав внедрять его в жизнь. Кризис, говорят, виноват…
***
«Вечнозеленые» обещания
В любой предвыборной программе всегда можно найти обещания, которые актуальны всегда. Мы собрали пять самых популярных.
•Ремонт домов и бытовых коммуникаций.
•Строительство нового жилья
•Ремонт автодорог, электротранспорта
•Повышение пенсий и зарплат
•Благоустройство дворов, парков и придомовых территорий

«Если у них нет хлеба – пусть едят пирожные»
легендарная фраза французской королевы Марии Антуанетты, которую она произнесла в 1789 году, узнав, что парижане страдают от голода
Самое гениальное обещание за последние пять лет принадлежит экс-губернатору Запорожской области Юрию Артеменко. В 2005 году, на своей первой встрече с политическим активом области в качестве губернатора, господин Артеменко пообещал построить в каждом селе по фонтану. И когда ему сказали, что во многих селах банально нет водопровода для этого, он ответил: «Если мы будем мечтать о фонтанах – то обязательно проведем и воду!»
Тимофей Макаров.  subbota

Комментарии