Китай охотится за российскими авиатехнологиями. Что пишет "The Washington Times"?

Настоящий «десант» китайских двигателистов и разведчиков на недавней российской выставке стал очередным свидетельством того, что Пекин по-прежнему зависит от российских технологий в сфере реактивной авиации. На недавнем салоне«Двигатели-2010» (это мероприятие проводится раз в два года) обращало на себя внимание большое количество китайцев, активно занимавшихся сбором информации.


 На сей раз участников салона было меньше, чем в предыдущие годы - это связано с тем, что Москва объединила почти все авиадвигательные КБ и предприятия в одну гигантскую корпорацию, контролируемую государством.
«Самой многочисленной из зарубежных делегаций была китайская - до 30 специалистов, явно получивших конкретные указания относительно целевого сбора технической информации о российских реактивных двигателях, - рассказал в интервью Washington Times один российский эксперт по авиакосмическим технологиям. - Они разбились на группы по два-три человека и принялись методично «прочесывать» экспозицию, изучая образцы и макеты, о которых им было поручено узнать как можно больше».  
В последние годы в рамках общего наращивания военной мощи Китай активно развивает истребительную авиацию: недавно на вооружение была принята новая реактивная машина собственной разработки, а в ноябре был анонсирован проект по созданию еще более современного истребителя.
На авиакосмических салонах и выставках военной техники представители промышленности и спецслужб других стран часто пытаются собирать сведения о новых российских конструкторских разработках и технологиях, пояснил наш собеседник: «Однако на сей раз китайцы «перегнули палку».
Во-первых, их было просто слишком много - они кишели повсюду как муравьи». Кроме того, на нынешнем салоне, по его словам, китайцы действовали особенно энергично: «Совершенно очевидно, что их самым подробным образом проинструктировали, какую информацию надо собирать».
Активное партнерство между Китаем и Россией в военной сфере было налажено в начале 1990-х; прологом стала покупка Пекином первой партии истребителей Су-27, на тот момент самых современных российских боевых самолетов.
За этим последовали новые заказы на Су-27 (а затем и соглашение об их производстве по лицензии на предприятиях Шеньянской авиастроительной корпорации), а также закупки его более современной модификации Су-30 МКК.
В результате этого сотрудничества Китай получил доступ к российскому военно-промышленному ноу-хау, что придало новый импульс развитию его ВПК и позволило китайцам производить системы вооружений мирового уровня.
Однако производство современных реактивных двигателей с высоким уровнем надежности и боевой эффективности пока что оказалось не по зубам китайской авиакосмической промышленности.
Два новейших типа истребителей, разработанных и выпускаемых Авиакосмическим комплексом в Чэнду (провинция Сычуань) - FC-1 и J-10 - имеют двигатели российского производства. Они производятся в Москве и Санкт-Петербурге в специальной комплектации для Китая, а затем поставляются в Чэнду в готовом виде.
Таким образом, в данном случае передача технологий китайской стороне происходит в минимальном объеме. J-10 создан на основе израильского истребителя «Лави», не принятого на вооружение ЦАХАЛа, который, в свою очередь, проектировался с использованием американских технологий. Недавно на J-10 перешла китайская пилотажная группа «Бай-И» - аналог американских Thunderbirds.
Производство реактивных авиадвигателей - одна из немногих сфер, где китайцам не удается «догнать» русских, прежде всего из-за весьма высоких требований к качеству этих изделий.
Кроме того, Китай активно работает над реактивными двигателями для своего растущего арсенала крылатых ракет. Так, в октябре прошлого года китайцы продемонстрировали первую крылатую ракету дальнего радиуса действия DH-10.
Эта система наземного базирования предназначена, как говорят американские военные, для «блокирования района» - поражения американских авианосцев, которые в случае вооруженного конфликта вокруг Тайваня, скорее всего, будут отправлены в район этого острова. Похоже, именно эта задача является одной из приоритетных при разработке новых вооружений в Китае.
«Во время салона китайцы буквально толпились вокруг макета двигателя ТРДД-50 корпорации «Сатурн» [предназначенного для крылатых ракет] - как пчелы, слетевшиеся на мед», - рассказал нам в интервью один из российских участников выставки.
("The Washington Times", США)

Комментарии