Дело Ходорковского: судья Данилкин спасает российский бюджет


 27 декабря Хамовнический суд Москвы приступил к оглашению приговора бывшим руководителям «ЮКОСа» Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по второму уголовному делу «хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализация». Суд признал их виновными в хищении нефти «ЮКОСА». Вместе с тем, суд прекратил уголовное преследование обвиняемых по эпизоду, связанному с хищением акций «Томскнефть-ВМК».

Вынесение приговора началось с небольшого несанкционированного митинга. Пришедшие поддержать Ходорковского граждане, в основном, пожилые женщины, перед входом в Хамовнический райсуд скандировали «Свобода!» В руках они держали портреты Михаила Борисовича, плакаты с критикой в адрес правительства, и призыв судье Виктору Данилкину, который рассматривает дело, проявить мужество и судейскую справедливость. Митингующим удалось продержаться в течение нескольких минут, после чего ими занялась милиция, задержав 11 человек. Задержанных поместили в милицейский автобус, который уехал, по всей видимости, в отделение милиции. Пока людей вели в автобус, окружающие скандировали: «Позор!»
Между тем, в зале суда приступили к чтению приговора. Судья Данилкин начал проявление гражданского мужества с того, что выгнал за двери телевизионную прессу. «Пресса, покиньте зал судебного заседания», - сказал он. Сами обвиняемые отнеслись к тексту обвинительного приговора достаточно равнодушно. Платон Лебедев погрузился в чтение книги, а Ходорковский перебирал какие-то бумаги.
То, что суд признал Ходорковского виновным в хищении нефти «ЮКОСА», ни для кого не стало неожиданностью.
– Вряд ли можно было сомневаться в том, что приговор будет обвинительным, – отмечает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Любой другой приговор был бы катастрофой для обвинения. После того, как премьер Владимир Путин столь резко высказался по делу Ходорковского («вор должен сидеть в тюрьме», – «СП»), ушли последние иллюзии по поводу того, что приговор может быть мягким. Главный вопрос теперь – каким будет новый срок. Как утверждают специалисты, отсчитывать новое наказание будут с момента ареста Михаила Ходорковского, то есть, то есть с 2003 года. В этой ситуации любое наказание меньше восьми лет просто «растворяется» в том наказание, которое обвиняемые уже отбыли. В данном случае реальным сроком будет срок больше восьми лет. И тут возможны два варианта. Либо это будет относительно небольшой срок, до президентских выборов 2012 года, либо срок будет значительный, далеко выходящий за 2012 год.
Впрочем, по мнению директора Международного института политической экспертизы
Евгения Минченко оптимистичного варианта – с освобождение Ходорковского до 2012 года – быть просто не может.
– На мой взгляд, в интересах обоих дуумвиров, чтобы Ходорковский если и вышел на свободу, то только после президентских выборов 2012 года, – считает Минченко.
«СП»: – Разве освобождение до 2012 года не может стать предвыборным подарком?
– Нет, зачем это нужно? Это осложнит и без того непростые отношения внутри тандема, создаст ненужный информационный фон. Получится, что власти выпустили еще одну публичную фигуру, которая привлечет к себе внимание либеральных СМИ. Думаю, держать Ходорковского за решеткой до президентских выборов в интересах всех влиятельных игроков.
Защита бывших руководителей «ЮКОСА» поспешила заявить, что будет обжаловать обвинительный приговор. «Несомненно, будем», - заявил адвокат Вадим Клювгант. Но, как считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, рассчитывать здесь можно только на Европейский суд.
– Оснований, чтобы приговор был оспорен, добавил Владимир Путин в своем необъяснимо эмоциональном выступлении при общении с население России. Когда Дмитрий Медведев, по сути, комментировал это высказывание, он встал на защиту своего партнера по властному тандему, попытавшись уберечь его от дальнейших эмоциональных высказываний на эту тему…
Что касается судебных реалий, оспорить приговор на территории РФ будет весьма сложно, каким бы он ни был. Уже сейчас ясно, что он будет обвинительным, и это – не политическая необходимость, как настаивает защита Ходорковского. Скорее, необходимость здесь экономическая. В случае оправдательного приговора в отношении Ходорковского значительно оживились бы податели исков в адрес российского руководства, на предмет компенсации ими финансовых потерь, которые произошли в результате банкротства «ЮКОСа».
Это оживление все равно будет присутствовать в экономическом и судебном поле, но оправдательный приговор был бы настоящей катастрофой для российского руководства: компенсационные выплаты были бы чудовищными. Политика тут явно отходит на задний план перед экономикой, и судья Данилкин, по сути, решает судьбу федерального бюджета.
«СП»: – Если дело дойдет до Европейского суда, Страсбург будет рассматривать его в экстренном порядке?
- Думаю, Европейский суд заинтересован в оперативном рассмотрении такой апелляции. Но председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин уже подстелил соломки на этот случай. Он заявил, что Россия может выйти из ряда международных судебных проектов, чтобы не попадать в ситуации, когда решения международного суда серьезно отражаются на всей финансовой системе России. Имелось в виду, конечно, дело «ЮКОСа»…
Напомним, что срок заключения Михаила Ходорковского по первому уголовному делу заканчивается 25 октября 2011 года, у Платона Лебедева – 3 июня 2011 года. Пойдет ли в зачет нового срока наказания время, проведенное фигурантами дела за решеткой? Вот как прокомментировал ситуацию адвокат г-на Ходорковского Вадим Клювгант.
«СП»: – Вадим Владимирович, В местах лишения свободы отбывает наказание некий человек. И вот против него возбуждается новое уголовное дело, ему грозит новый срок. Ему придется отсидеть остаток старого срока, и этот новый срок полностью?
– Это зависит от того, когда совершено новое преступление: до или после вынесения приговора по первому делу. Это ключевой момент. В первом случае – до вынесения приговора по первому делу – срок, который уже отбыл заключенный по первому приговору, ПОЛНОСТЬЮ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ как срок, отбытый по второму приговору. То есть, такой человек должен отбыть остаток срока по первому делу, плюс срок по второму, за вычетом времени, уже проведенного за решеткой. Если же это новое преступление совершено после первого приговора, в местах лишения свободы, срок по нему приплюсовывается к первому сроку без всяких взаимозачетов…
Получается, если Михаилу Ходорковскому по второму делу впаяют 14 лет, которые просят прокуроры, Михаилу Борисовичу придется отсидеть остаток первого срока (10 месяцев) плюс 6 лет и 10 месяцев (14 лет за вычетом уже отбытого наказания – семи лет и двух месяцев). Итого – 7 лет и 8 месяцев.
Источник: СП

Комментарии