Сухогруз «Василий» был обречен.



 Шторм в Черном море опрокинул каботажный сухогруз «Василий». Трагедия произошла  ранним утром у мыса Кыз-Аул на южной оконечности Керченского полуострова.  Это старое судно предназначено для плавания у берега. Выход в открытое море такой посудине запрещен при любой погоде. Однако хозяева погнали экипаж в коммерческий рейс из Одессы в Грузию, наплевав на штормовой метеопрогноз.
Груз – три тысячи тонн металлолома непонятного происхождения. Шли под флагом Монголии. Оказывается, есть такая морская держава… На борту было 10 российских и 2 украинских моряков. Плоскодонный «Василий» буквально цеплялся за береговую черту Крыма. Так они пытались спастись от надвигающегося урагана. На переходе между Феодосией и Керчью трехметровые волны достали обреченное судно.
SOS подали в эфир в 04:38 утра по украинскому времени. Сигнал быстро оборвался. Видимо, терпящий бедствия корабль накренился так стремительно и сильно, что сесть в плавсредства многим из экипажа не удалось. Прыгали прямо с борта в спасательных жилетах. Потом на месте катастрофы были обнаружены пустая спасательная шлюпка и пустой спасательный плот.
Когда Морской координационно-спасательный центр Керчи принял SOS, из двух портов города-героя - торгового и рыбного - сразу выслали спасательные буксиры. Первыми к месту гибели «монгольского» сухогруза прибыли российский «Дон-3», буксир «Бора» Керченского морского торгового порта и российский буксир «Питер».
К одиннадцати утра из воды удалось поднять 9 человек. Среди спасенных 8 граждан России и один украинец. Их фамилии пока не известны. На момент аварии температура морской воды составляла 14 градусов. Люди живы, но успели основательно промерзнуть. Пострадавших приняла Феодосийская городская больница.

ШОК: Спасшийся с «Василия»: выбраться из воды на плот не было сил
Когда готовился этот материал, судьба еще троих моряков оставалось неизвестной. Шторм продолжается. Если утром было 3,5-4 бала, то к полудню волнение моря на южном побережье Керченского полуострова достигло критической отметки. Специалисты МЧС опасаются за судьбу портовых буксиров, вышедших в открытое море.
Поиск осложняется предельно малой видимостью. Метеоусловия до сих пор не позволяли осуществлять операцию с привлечением авиации, но ко второй половине дня в акватории должен появиться самолет-амфибия ВМС Украины. Личный контроль над спасением моряков судна «Василий» взял на себя председатель Совмина Крыма Василий Джарты.
В 12:25 по местному времени на лентах информагентств появилось сообщение, что в море обнаружен труп члена экипажа судна «Василий», Поиск еще двух человек продолжается.  Пока о конкретных причинах аварии говорить рано. Расследование уже начали республиканская прокуратура и Министерство транспорта Украины.
Тем временем, в беседе с корреспондентом «Свободной прессы» спецы Крымского управления МЧС утверждают, что подобным образом переворачивается судно с непрофессионально, наспех размещенным грузом. Так бывает на «левых» рейсах, где докеры не несут никакой ответственности. При технологически правильной укладке металла в трюм даже судно берегового плавания не должно потерять достаточную устойчивость. Тем более, когда волнение моря достигает некритичных 3.5 балла. Это серьезный осенний шторм, однако он вполне терпим для здешних мест.
Еще один вопрос – почему «Василий» не укрылся от надвигающейся непогоды в порту Феодосии, где сейчас достаточно много свободных швартовочных мест? Есть два варианта объяснений продолжения гибельного каботажа. Владельцы судна хотели сэкономить на портовой стоянке или не желали «светить» груз, который с учетом международного маршрута на Грузию должны были осмотреть пограничники и таможня.

Почему суда идут ко дну
Самой грандиозной морской катастрофой последних лет в районе Керченского полуострова считаются события осени 2007 года. Из-за сильного шторма и ураганного ветра в Керченском проливе затонули 4 судна с крайне опасным грузом нефтепродуктов и серы. Только из разломившегося напополам российского танкера «Волгонефть-139» в море вылилось больше тысяч тонн мазута.
Кроме потока нефти, из затонувших сухогрузов «Ковель», «Нахичевань» и «Вольногорск» в акваторию попали десятки тысяч тонн гранулированной серы. Керченский пролив был объявлен зоной международного экологического бедствия. Прокуратура Крыма подсчитала ущерб, причиненный экологии Черного моря в результате кораблекрушений в Керченском проливе 11 ноября 2007. Получился миллиард долларов. Эту сумму подтвердила российская транспортная прокуратура – «порядка 30 миллиардов рублей, то есть более 1 млрд. долларов США».
Той же штормовой ночью у севастопольского мыса Херсонес погибло грузинское судно «Хаш-Измаил». Еще один украинский сухогруз «Вера Волошина» был выброшен на прибрежные камни под Судаком.
События в Керченском проливе можно оправдать непогодой. Однако есть примеры, когда моряки гибнут только из-за нынешнего бардака в отечественном торговом флоте. Классический пример - зимой того же 2007 года высокотоксичным газом фосфин был отравлен экипаж грузового судна «Одиск», которое следовало из Керчи в Стамбул под флагом африканской страны Сьерра-Леоне.
Они везли дорогое металлургическое сырье ферросиллин. В результате реакции этого соединения с забортной водой и образовался смертельно опасный фосфин. Капитан «Одиска» успел подать SOS. Практически потерявший управление корабль встал на рейде Ялты. Двоих россиян и шестерых украинских моряков с сильнейшими отравлениями срочно госпитализировали в Ливадийскую портовую больницу. Людей спасла искусственная вентиляция легких. Еще два моряка скончались: гражданин России электромеханик Армен Лидков и украинец Константин Терехин.

Учитывая высокую токсичность фосфина, местные власти запретили заводить ядовитое судно в порт. Работу штаба по ликвидации последствий катастрофы на «Одиске» возглавлял тогдашний министр МЧС Украины Нестор Шуфрич.
По словам мэра Ялты Сергея Брайко «загрузка судна была произведена с нарушением технологий, что и привело к подобным трагическим последствиям». Такого же мнения начальник ГУ МЧС Украины в Крыму Александр Мазилин: причиной ЧП стало несоблюдение правил техники безопасности при транспортировке и погрузке опасного вещества. При погрузке в Керчи шел дождь, уже там ферросплав вступил в реакцию с водой. На судне отсутствовала нормальная вентиляция и люди работали без противогазов, не имея опыта в перевозке подобных грузов. Позднее стало известно, что предельно-допустимая концентрация фосфина в жилой надстройке судна превышала норму в 200 раз, а приближаться к трюмам было опасно даже в противогазах.
В декабре прошлого года на Черном море произошел еще один подобный случай. Экипаж теплохода «Святой Стефан» отравился в порту «Южный» Одесской области.  На борту «Святого Стэфана» было двадцать шесть украинцев. Загрузив сорок тысяч тонн ячменя, они для защиты от грызунов и насекомых обработали зерно ядовитым газом. Делали, как умели.
Дальше в трюмах произошла разгерметизация. Пары просочился в кубрики и машинное отделение. Через три дня 38-летний моторист погиб, еще семерых в невменяемом состоянии отправили в реанимацию. При осмотре членов экипажа практически у всех выявлены симптомы тяжелого отравления - головные боли, рвота, онемение конечностей, падение давления, удушье.

Источник: Свободная пресса

Комментарии